Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Морской флот – это школа жизни

Автор: Галина Ткаченко
ответственный секретарь
Источник: газета "Покаачевский вестник"

29 июля, вся страна отмечала День военно-морского флота Российской Федерации. Он включает в себя надводные и подводные силы, морскую авиацию, а также береговые войска, в которые входят береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота. С большим размахом отмечали День ВМФ в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Балтийске и Севастополе. Праздничные парады, демонстрирующие мощь и величие военно-морской техники, целый день показывали по центральному телевидению.

Несмотря на то, что я далека от этой темы, смотрела все выпуски новостей, не отрываясь от экрана. В этот день я чувствовала особую гордость за Россию, за наших защитников Отечества. Задумавшись об этом, я посмотрела в окно и вдруг увидела на одном из балконов нашего дома развевающийся морской флаг. Мужчина в морской форме постоял рядом с подъездом и зашёл домой.

«Вот он, герой для моей будущей статьи!» — подумала я и тут же пошла добывать информацию. Вычислить номер квартиры не составило труда.

Дверь открыл какой-то другой мужчина, и я спросила у него: «Здравствуйте, здесь проживает моряк?». Из комнаты вышел герой моей будущей статьи и представился: «Николай Николаевич Селиверстов. Чем могу быть полезен?».

Я попросила моряка сфотографироваться на фоне флага, и мы вышли на улицу. Здесь же состоялась наша беседа, содержание которой я постараюсь вам передать в своём очерке.

Николай Николаевич Селиверстов родился в 1978 году в поселке Белый городок Тверской области в рабоче-крестьянской семье. Мама, Галина Алексеевна Селиверстова, трудилась медицинской сестрой. Папа, Николай Николаевич Селиверстов, работал токарем на заводе.

Имя и отчество у отца и сына совпадают не случайно: обоих назвали в честь Николая Петровича Селиверстова, 1914 года рождения.

«Своего деда я не застал в живых, он умер в 1964 году, но его образ с детства служил мне примером мужества и героизма, — рассказывает мой собеседник. — От отца я узнал, что мой дед до Великой Отечественной войны 5 лет служил на флоте. Когда Гитлер напал на Советский Союз, Николаю Петровичу Селиверстову дали 2 недели, чтобы повидаться с семьёй, а потом призвали на военную службу. Попал он на Балтийский флот, служил на легендарном линкоре «Марат». Когда фашисты разбомбили корму корабля, Николая Петровича перевели в морскую пехоту. Будучи морским пехотинцем, он брал Кёнигсберг. Как рассказывал дед моему отцу, там бои были страшнее, чем при взятии Берлина».

Второй дед по материнской линии, Алексей Васильевич Смирнов, воевал на Волховском фронте разведчиком. Бабушка по отцовской линии, Раиса Ивановна Селиверстова (в девичестве Башечкина) вместе со своей матерью ходила копать противотанковые рвы под городом Ржев Тверской области.

Бабушка по материнской линии, Пелагея Яковлевна Смирнова (в девичестве Бурмистрова) — труженица тыла, всю жизнь работала в колхозе.

На этих примерах Николай рос с детства, поэтому долг по защите своего Отечества воспринимался парнем не только как святая обязанность, но и как почётная миссия.

За два года до призыва в армию Николай решил, что в роду Селиверстовых должен быть моряк в третьем поколении. В первом поколении был его дед, Николай Петрович Селиверстов, во втором поколении — родной брат отца, Валерий Николаевич Селиверстов, который служил подводником на Северном флоте.

На военно-призывной комиссии Николай сразу попросил направить его в морфлот. О своём призыве в армию он вспоминает:

«Когда привезли в областной военкомат, меня завели в одну комнату. Гляжу – там сухопутные войска. Ну, думаю, не сбылось… Прапорщик, который пришёл за мной, повёл меня на другой этаж. Завёл в комнату – там морячок сидит. Вот так исполнилась моя давняя мечта. В районном военкомате мне сразу поставили в военном билете военную команду. Сначала я попал на Балтийский флот. Привезли нас в Выборг, этот город славен тем, что его Пётр I у шведов отвоевал. В Выборге находилась учебная часть. Когда меня привезли, было два направления: связист и водитель. Лейтенант хотел записать водителем, так как у меня уже были водительские права категорий В, С. Но мичман решил проверить мой слух. Он дал мне кнопку, стал издавать определённые звуки, а я должен был их повторить. Я, может, и ошибался, но практически всё повторял. Поэтому мичман настоял, чтобы меня записали не водителем, а радиотелеграфистом. Я выучился в Выборге в школе связистов и получил военную специальность «радиотелеграфист засекречивающей аппаратуры». Когда служил в учебке, получил звание старшего матроса. Закончил школу сержантов и школу младшего командования. Получил звание старшины второй статьи, и это давало право командовать отделением 10 человек».

В учебной части был спортивный городок, здесь зимой армейцы тренировались на турниках, брусьях и других спортивных приспособлениях. Летом каждое утро была пробежка 2 километра на стадионе, потом возвращались в часть через спортгородок, где занимались физической подготовкой.

После учебной части опять было распределение. Николая Селиверстова направили на Черноморский флот. Привезли в Севастополь, там была база. Сначала служил в экипаже, в распределительном пункте. Потом перевели на корабль.

Об этом периоде службы Николай рассказывает с особой гордостью: «Первый мой корабль – плавбаза подводных лодок «Волга». Я прослужил там 5 месяцев. Потом этот корабль расформировали, так как он уже устарел, и меня перевели на десантный корабль БДК-65. На нём я дослужил до демобилизации. За время службы у меня было около 7 выходов в Чёрное море. Мы ходили в Новороссийск и Батуми. В основном, наш корабль выполнял функцию переброски десанта (морская пехота, техника и другие грузы). Я служил радистом в закрытом режиме, так как принимал по Азбуке Морзе засекреченную информацию и передавал её по назначению. Нужно было выполнять эту работу быстро и очень внимательно. Если в учебке я принимал 20 групп в минуту (5 знаков – это одна группа), то под конец службы принимал уже 30 групп, и даже 36. Был награждён грамотой за боевые и политические заслуги, а также получил звание старшины первой статьи и значок «Специалист II класса». До I класса мне не хватило подготовки буквально полгода. Раньше ведь в морфлоте служили на один год больше, чем в других войсках, а потом всем уравняли».

Несмотря на то, что основную часть службы связист проводил в радиорубке, всё же Николаю удалось почувствовать себя настоящим моряком, и эти впечатления запомнились на всю жизнь:

«Когда стояли на базе, чтобы военнослужащие не сидели без дела, нас заставили выполнять ремонтные работы. Мне дали задание произвести покрасочные работы на мачте. Мне самому было интересно забраться на клотик и почувствовать, что это такое. Мачта высоченная! Вроде бы штиль, на море ничего не движется, а ты на мачте качаешься, как маятник. Когда я забрался на клотик и посмотрел с высоты, стало реально страшно – если сорвёшься, лететь вниз очень далеко».

Помимо несения боевой службы, в течение двух лет продолжалась физическая подготовка, ведь на морфлоте сила, мужество и выносливость важны так же, как и боевое братство, как морской закон: «Сам погибай, а товарища выручай». На флоте так вскармливают, такая психология: «Вы моряки, должны друг за другом держаться».

В важности этих непреложных истин пришлось убедиться в экстремальной ситуации.

«В тот день мы стояли в Новороссийске, – вспоминает Николай. – Вечером дали команду всем кораблям выйти на внешний рейд из бухты, так как надвигался шторм. Ночью разыгралась такая стихия, что наш огромный корабль болтало, как спичку в бурлящем потоке. По палубе невозможно было ходить, добирались от переборки до переборки. Было страшно и в то же время очень интересно. Когда ещё такое увидишь? Я забрался на сигнальный пост к сигнальщику и наблюдал за бушующим морем. Нос корабля взлетает выше тебя, а ты летишь вниз и видишь огромные волны, бешено бьющие о корму. Ты понимаешь, что если полетишь за борт, смерть неминуема. Шторм был порядка 6 баллов. И всё же, несмотря на страх, мощь стихии очень завораживает. К счастью, утром море успокоилось».

Рассказывая о своей службе, Николай отметил, что для любого парня армия и флот – это настоящая школа жизни. Если дома ты знаешь, что тебе всегда помогут родители, то на флоте ты рассчитываешь только на свои силы и отвечаешь сам за себя, всего добиваешься сам. Конечно же, на флоте, как и в других войсках, армейцы ждут сто дней до приказа.

Николай вспоминает: «Когда Президент России подписал Приказ о демобилизации военнослужащих, которые призывались в 1999 году, и старшина зачитал нам его, мы вздохнули свободно. В киосках газеты, опубликовавшие Приказ, были нарасхват».

Николаю Селиверстову предлагали остаться на сверхсрочную службу, но мама постоянно в письмах писала, что очень скучает и считает каждый день до возвращения сына домой.

Отслужив с 12 ноября 1999 года, демобилизовался 13 ноября 2001 года.

Когда бравый моряк в нарядной форме с аксельбантами и значками, в бескозырке с развевающимися на ветру ленточками шёл по перрону железнодорожного вокзала, все девушки восхищённо смотрели на него. Проводница в поезде кормила за свой счёт и отказывалась брать деньги, потому что у неё самой сын в это время служил в армии. Мужчины из соседнего купе зазвали к себе и расспрашивали о службе на флоте.

От Севастополя до Москвы ехал в течение полутора суток. В столице погостил у родной сестры Наташи, а потом вместе поехали к родителям. Дома уже ждали. Накрыли праздничный стол, созвали родственников, друзей и соседей. Встреча была очень тёплой и радостной. Мама первая бросилась обнимать любимого сыночка, отец гордым взглядом окинул моряка и по-мужски пожал руку.

Три дня Николай ходил по посёлку в парадной морской форме. Местные девчата с красавца-моряка глаз не сводили, мальчишки смотрели с завистью. Через две недели поехал в Кимрский военкомат, встал на воинский учёт. Во время беседы подполковник Новосёлов предложил службу по контракту. Зная о том, как мама волнуется за него, Николай выбрал гражданскую жизнь. Устроился в родном посёлке на работу.

Вскоре появилась своя семья, родился сын Иван. Но в первом браке что-то не сложилось, пришлось с женой расстаться. Несмотря на сложности, тёплые отношения с сыном Николай поддерживает до сих пор. Иван гордится своим отцом, тоже мечтает стать моряком и всегда поздравляет с Днём военно-морского флота. Мама тоже всегда поздравляет сына с этим праздником. Как раз во время нашей беседы Галина Алексеевна позвонила по телефону и пожелала Николаю крепкого здоровья, огромного счастья, семейного благополучия и всего самого лучшего.

К сожалению, в судьбе не бывает всё гладко. В жизни, как и в море, то штиль, то шторм. Очень тяжело пережил Николай в 2003 году смерть отца. Как мог, старался поддерживать маму, всегда был с ней рядом. Но судьба распорядилась так, что пришлось расстаться. Мама отнеслась к этому с пониманием, потому что желает своему сыну счастья.

А счастье пришло … из Интернета. Друзья до сих пор не верят, что Николай с помощью всемирной сети познакомился с замечательной женщиной, Любовью Васильевной Рару, и смог создать крепкую семью.

Сначала они просто переписывались. Потом появилось много общих интересов, захотелось встретиться. Николай пригласил Любу к себе в гости и предложил остаться жить вместе. Но Люба ответила, что прикипела душой к Северу, и предложила Николаю приехать с ответным визитом в Покачи. На следующий год встреча состоялась на нашей сибирской земле, и ещё через полгода Николай переехал в Покачи окончательно.

После торжественной регистрации брака отметили это важное событие с друзьями на природе, поиграли в футбол и весело провели время.

«Мы уже семь лет живём вместе и благодарим судьбу за то, что она нас свела на просторах Интернета», — говорит, улыбаясь, Николай.

Их по-прежнему объединяют общие интересы. Николай Николаевич Селиверстов работает в ЦДНГ-6 ТПП «Покачевнефтегаз» машинистом БКНС-18. Любовь Васильевна Рару трудится машинистом БКНС-1 в ЦДНГ-1 ТПП «Покачевнефтегаз». После трудового дня дома их встречает ласковым мурлыканием любимица семьи – кошка Фриска, про которую Николай тоже рассказывает с душевной теплотой: «Я зову её Котя. Наша кошка души во мне не чает, слушает только меня и спит исключительно со мной. Зато жену любят растения. Люба за ними хорошо ухаживает, а они в благодарность очень красиво цветут».

Конечно, самые главные цветы жизни – это дети. Сыну Николая – Ивану – 14 лет. Сыну Любы – Денису – уже 27 лет. Дочери Насте – 30 лет. У неё уже своя семья, которая подарила молодой бабушке очаровательных внучат – Мирона и Алису. Николай и Любовь уделяют детям одинаковое внимание и проявляют заботу о них.

Также у супругов есть общие увлечения: рыбалка – круглый год, осенью -походы в лес за ягодами и грибами, зимой – прогулки на лыжах.

Конечно же, среди множества дел Николай всегда находит время, чтобы встретиться с ребятами, служившими в морфлоте, вспомнить те годы и поговорить о настоящем. Сейчас ведь по праву можно гордиться российским морским флотом и суперсовременной боевой техникой. С гордостью говорит Николай о том, что Крым и Севастополь, где он проходил военную службу, вновь стали российскими.

В завершение нашей беседы я спросила: «Какими качествами должен обладать моряк?»

Николай ответил: «Моряку присущи такие качества, как высокое чувство достоинства, бесстрашие, мужество, физическая сила, отзывчивость, жизнелюбие и готовность в любой момент встать на защиту Родины».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

77