Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

12.02.2016 10:23 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 12.02.2016 г.

Кладовая таежных богатств

Автор: Евгений Вязов
фотокорреспондент
Источник: газета "Покачевский вестник"

Покачи – город на самом краешке земли, в сибирской тайге, где тысячи рек и озер, где махровые болота и сказочные туманы, хрустальные росы и серебряные дожди, желтый рассвет и красный закат; где смешались в одну четыре стихии – земля и воздух, вода и огонь. Маленькая кладовая таежных богатств. Каждый, кто побывал в Покачах, оставит в памяти тепло людских сердец и сказочный пейзаж с бездонным небом, богатой землей, живой водой и горячим огнем.

Природное и культурное наследие Покачей известно далеко за его пределами. А знаем ли мы – покачевцы – о тех богатствах, которые окружают нас? Давайте вместе совершим виртуальное путешествие по интересным местам Покачей.

Покачевский бор
Покачевский сосновый бор – уникальное природное явление для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это самое сухое место в регионе. Причиной тому – пески, которые были выдавлены вечной мерзлотой на поверхность. Почвы очень древние и относятся к мезозойской эре, к периоду, когда на планете господствовали динозавры. Однако ископаемых остатков этих животных мы не обнаружим, поскольку песок все перетирает в пыль, в том числе и кости. Песчаные почвы города промываются осадками и грунтовыми водами и имеют низкое плодородие, поэтому здесь в изобилии растет лишь сосна обыкновенная. В поймах рек и озер встречаются почвы, характерные для нашей зоны – торфянистые, суглинистые, аллювиальные. Эти почвы богаты питательными веществами, и разнообразие растений в поймах гораздо выше – нередки сосна сибирская (кедр), ель, береза, рябина, черемуха, дерен белый, ивы. Травянистая растительность представлена злаками и осоками. На территориях с повышенным увлажнением встречаются майник двулистный, седмичник европейский, княженика, горечавка, крестовник, золотарник. Повсеместно распространен кипрей (иван-чай). Можно увидеть и северные орхидеи – пальчатокоренники. Окрестности Покачей богаты соснами, кедром, грибами и ягодами: брусникой, черникой, голубикой, морошкой и клюквой.
В лесах города Покачи встречаются бурый медведь, лось, лисица, заяц, белка. Украшением являются хищные птицы: чеглок, коршун, орлан-белохвост. Редко можно увидеть лебедей. Повсеместно распространены синица большая, домовый воробей, трясогузка, горихвостка. Основные виды рыб: язь, щука, елец, плотва, окунь, налим.
В покачевские леса за сбором дикоросов, на охоту и рыбалку едут жители соседних городов.

Река Аган
«Дочь моя, оберегай свои берега. Они есть, чтоб Белый Ягель копил силу для оленьего взгляда, чтоб Красная Белка выкармливала в Кедровом Дупле свой выводок, чтоб Иглою Владеющая Женщина всегда шила для своих дочерей-сыновей Белые Кисы и Белые Рукавицы, чтоб под лыжами Удачливого Юноши всегда было бодрое скольжение...» – так говорил Обь-Старик молоденькой еще Аган-Дочери». Отрывок этот – почти дословный перевод с хантыйского языка Юрия Вэллы. Он содержит ряд символов: Кедровое Дупло – урочище-урман, Белый Ягель – растительный мир, Иглою Владеющая Женщина – человечество, которые помогают понять, что Аган – одно из главных достояний местных хантов, дающее человеку и пищу, и кров.
Про Аган немало легенд сложено. Особенно выделяется одна из них: «Лягушколикая Аган-женщина во времена, когда еще в девичестве у родителей Обь-Отца и Обь-Матери жила, свой лук со стрелами и свои лыжи имела, и каждый день ходила на охоту. обь-Отец наставления давал: «Можешь везде охотиться, но за чум наш в сторону священной стены Щин никогда не ходи». Долго исполняла наставления своего отца, все вокруг исходила, но однажды задумалась: «Это что там Обь-Отец – отец мой от меня прячет в стороне Щин? Может, пока мои родители дрова заготовляют, сбегаю. Долго ли мне обежать сторону Щин чума родителей моих». Так Аган-женщина и открыла для себя все красоты реки и ее территорий.
Название «Аган» фиксируется на географических картах с XIX в. и является русской модификацией хантыйского топонима «ехан» – «река». Название «Аган» – единственное «женское» имя среди «мужских» притоков Оби (Тромъёган, Большой Салым, Большой Юган и др.).
Река берет начало из озера Менсавэмтор на южном склоне Северных Увалов. Устье Агана находится всего в 17 км выше впадения Тромъёгана в Обь. По ширине реки Аган и Тромъёган в месте слияния примерно сопоставимы, и иногда нижний участок Тромъёгана (р. Лагерна) относят к Агану, считая его правым притоком Оби.

Река Ватьёган
Правый и самый крупный приток Агана. В переводе с хантыйского означает «узкая речка». Однако, по мнению известного хантыйского краеведа и писателя Юрия Вэллы, это не совсем правильное название. Дело в том, что в здешних местах проживали как ханты, так и ненцы. А в ненецком языке легко спутать слова «тытя» (узкий) и «тяпта» (тонкий). Так вот, когда ханты пытались перевести на ненецкий язык название реки, они ошиблись и перевели не совсем верно. С тех пор в ненецком языке наша река звучит как «Тяпта тяха», то есть «Тонкая речка».
«На устье широкой реки играющих семь хантыйских детей-мальчиков встретила (Лягушколикая Аган-женщина), они в метании тынзянов соревновались на окраине стойбища, спросила их: «Как ваша река называется?». Они перемигнулись и пошутили, на ломаном ненецком ответили: «Тяпта тяха – тонкая река называется». «Ну, если вы хотите, чтоб широкая река называлась тонкой, пусть так оно и будет» — так пересказывает легенду Юрий Вэлла.
До реки Ватьёган можно добраться пешком – не более 2 километров от города.

Река Нонгъёган
А если быть точнее, то Нангъёган – река, поросшая лиственницей. От хантыйских слов «нангк» – лиственница и «ёган» – река. И эту реку видела Лягушколикая Аган-женщина в своем самовольном путешествии: «Слева, на тундровой стороне, устье реки увидела и на самом мысу одинокую лиственницу: «Пусть эта река Лиственничной (Катута) называется, а по-хантыйски — Нанкявун. Дальше отправилась».
Мост через реку Нонгъёган расположен в 45 километрах от города Покачи в сторону Когалыма.

Река Мохтикъёган
Река, в которой водится мохтик – мегдым, елец сибирский, он же чебак. «…на устье следующей реки из живуна хвостом плеснул мохтик (елец), она (Лягушколикая Аган-женщина) подумала: «Пусть эта река Мохтиковой (Тету тяха) называется, а ханты пусть зовут Мавут явун или Мавтых Явун». С тех пор она Мохтикъёган и называется.
Реку можно увидеть в 25 километрах от города в сторону Когалыма.

Озеро Имнлор
Дословный перевод с хантыйского: «священное озеро». Здесь, на этом озере, согласно хантыйской легенде, поселились семь божеств, что прибежали сюда из Старицы Семи Божеств. Они расположились на семи мысах вокруг озера. «Человек, впервые едущий через озеро зимой на оленях ли, на снегоходе ли, выезжает на озеро — ясная погода, доезжает до середины — буран-метель поднимается» — пишет Юрий Вэлла.
Озеро находится в стороне от дороги Покачи-Когалым (от города в 17 км).

Озеро Сыслор
Сыслор в переводе с хантыйского: «долгое озеро». «Семь божеств через бор из старицы играючи бежали: «Давайте в это озеро нырнем!» Прыгнули с разбега и под водой до того берега наперегонки, как рыбы, сиганули. Возле противоположного берега вынырнули: «Сыс!» — долгое значит. Через перешеек перемахнули и в следующее большое озеро нырнули. До сих пор на том озере Йимын Лор эти семь божеств живут, каждый из них на своем отдельном мысу» — описывает озеро Юрий Вэлла.
На озере (оно ближе к дороге и располагается в 12 км от города Покачи) иногда встречаются сноукайтингисты. Сноукайтинг – вид спорта и активного отдыха, представляющего собой занятия с буксировочным кайтом на снежном покрытии или льду с применением лыж, сноуборда или коньков.

Озеро Окуневое
Более известное и доступное озеро, находится в 27 км от города. Название, скорее всего, новое. Однако «Окуневое озеро» упоминается и у Юрия Вэллы.
Озеро известно тем, что его воды освящены настоятелем храма Покрова Божией Матери города Покачи.
Озеро имеет, по всей видимости, карстовое происхождение, то есть дно водоема опустилось при протаивании вечной мерзлоты после Ледникового периода.

Озеро Голубое
Одно из самых излюбленных мест отдыха как жителей города Покачи, так и ближайших населенных пунктов. Озеро искусственного происхождения, несмотря на бытующее мнение о падении в него голубого метеорита. Вода имеет насыщенный голубой оттенок, в отличие от естественного коричневого. По всей видимости, именно поэтому и пошла городская легенда о метеорите.
Озеро создано руками человека при добыче песка для строительных нужд (гидронамыв). Песчаная почва действует как фильтр, очищая воду от примесей.
Ежегодно на Голубом озере проходит слет дайверов со всего Ханты-Мансийского автономного округа.
Это лишь малая толика того, что можно увидеть в покачевских окрестностях. Мы продолжим знакомить читателей с природным и культурным наследием родного города и будем надеяться, что совсем скоро Покачи станут туристической зоной автономного округа.

Туристические возможности города Покачи мало исследованы. Тем не менее покачевская земля богата археологическими памятниками, священными местами, легендами древних северных народов ханты, манси, ненцев. Сухие и светлые сосновые леса – великолепное место для пешего туризма в летнее время и лыжного — в зимнее. Собрание природных объектов – лесов, озер и рек, древних и молодых болот, редких видов растений и животных привлекут внимание многих любителей природы.
В наш город ежегодно приезжает немало людей из других населенных пунктов Югры и регионов России. Были даже иностранные делегации. Поэтому глава города Владимир Степура поручил администрации провести анализ туристических возможностей.
На прошлой неделе прошло совещание под председательством заместителя главы администрации по социальным вопросам Галины Гвоздь, на котором обсуждались перспективные направления развития туризма в городе и его окрестностях. В частности, краеведческим музеем были предложены пешие и автобусные экскурсионные программы по городу Покачи, рассмотрены возможности организации экскурсий на стойбище Карамкинское и в хантыйский национальный поселок Аган.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1650