Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

10.12.2019 10:38 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вся сила - в жертвенной любви

Автор: Галина Ткаченко
Фото автора и из семейного архива Т.Г. Мурахтиной

Тамарой Гавриловной Мурахтиной давно восхищаюсь: и как мамой трёх дочерей, которых она достойно воспитала, и как замечательным учителем, за плечами которого 41 год педагогической деятельности, 26 лет из которых — в школе №2 города Покачи. Тамара Гавриловна Мурахтина — учитель высшей категории, почётный работник общего образования РФ, ветеран труда.

Много лет передо мной стояла дилемма: написать о ней как об учителе или как об интересной женщине, заботливой маме, хранительнице семейного очага. И вот представился случай побывать у Тамары Гавриловны в гостях именно в День матери — 24 ноября. Только мы уселись уютненько на диван и начали беседовать, как зазвонил мобильный телефон. Это младшая дочь Лена звонит из Санкт-Петербурга:

- Мамочка моя дорогая! Поздравляю тебя с Днем матери! Самая добрая, самая любящая мама! Мама всем на зависть! Ты мой маяк, мой ангел-хранитель, мой друг и учитель! Ты моя мудрая совушка!

- Спасибо, доченька, дорогая! А у меня в гостях Галина Николаевна из «Покачёвского вестника», хочет написать про меня статью.

- Передавай ей огромный привет!

Дочерей Тамары Гавриловны я хорошо знаю. Все они выпускницы второй школы, где оставили яркий след активным участием во всех школьных и городских мероприятиях и отличной учёбой. Юля закончила школу с серебряной медалью, а Галя и Лена — с золотыми. Но в семейном альбоме я не увидела ни одной фотографии, где девочки со своими медалями.

- Вы из скромности не фотографировались или для вашей семьи эти события не были такими яркими? — спрашиваю я в удивлении.

- Мы не воспринимали это как сверхъестественное событие. Каждый раз это был ожидаемый результат многолетнего труда, — ответила Тамара Гавриловна и продолжила: — Мы с мужем никогда не заставляли дочерей делать уроки. Они сами были мотивированы к получению новых знаний и достижению высоких результатов. Возможно, на них повлиял мой пример, потому что я всегда была увлечена подготовкой к урокам географии, проверкой ученических работ. Также примером для девочек служил самоотверженный труд отца, который в период реконструкции котельной сутками пропадал на работе. Видимо, трудолюбие передалось нашим детям по наследству. Юля стремилась быть достойной дочерью своих родителей, а Галя и Лена уже тянулись за старшей сестрой. Помимо учёбы, у каждой из них были творческие увлечения. Когда мы жили в башкирском городе Ишимбае, Юля закончила отделение хореографии по классу «народные танцы» Школы искусств. Галя закончила два отделения покачёвской музыкальной школы: фортепиано и хоровое, пела в школьном ансамбле «МК», была общественницей. Лена закончила хоровое отделение и занималась в музыкальной школе по классу гитары. Помимо того, что у них была активная школьная и городская общественная жизнь, я всегда заставляла девочек читать книги. В день они должны были читать не менее 30 страниц. А сейчас они так много читают, что за ними не угнаться. Вот и сегодня Лена сообщила, что пошла в книжный клуб. Они там договариваются, какую книгу будут читать, а потом все вместе её обсуждают. У наших дочерей всегда было много увлечений, и мы с мужем никогда им не перечили. Конечно, пытаемся давать им свои советы, но уважаем их мнение и их выбор.

Юля закончила Уфимский торговый институт. Много лет работала в банке. Сейчас трудится менеджером в частной школе Санкт-Петербурга, воспитывает пятилетнего сынишку Германа.

Галя закончила Санкт-Петербургский университет культуры, факультет страноведения, по специальности «языкознание». В совершенстве владеет английским языком. Хорошую практику говорения на английском получила в студенческие годы, когда ездила по специальной программе в Америку, работала в детских лагерях штатов Калифорния и Мичиган. По специальной программе изучала испанский в Испании, в семье носителей этого языка. Работала на горнолыжном курорте Италии, сопровождающим для российской группы на итальянском лайнере. Для себя лично изучала немецкий язык. В течение пяти лет работала переводчиком английского языка в частном музее современного искусства города Санкт-Петербурга. Сейчас Галя живёт в Сергиевом Посаде, учится на третьем курсе Духовной академии.

Лена закончила Санкт-Петербургский институт печати по специальности «Издательское дело». Сейчас трудится арт-директором в ресторане Зеленогорска и параллельно с основной работой — проект-менеджером в книжном фестивале «Книга у моря».

Дочери Тамары Гавриловны очень любят путешествовать, посетили уже более 30 стран. Она сама всегда мечтала о путешествиях, и недавно исполнила заветное желание побывать на Байкале. В дальнейших планах — поездка на Дальний Восток. В некоторые поездки Тамара Гавриловна отправляется вместе с дочками. Такая любовь к путешествиям им передалась не случайно, ведь их мама — учитель географии.

К этой профессии Тамара Гавриловна шла с детства. С первого класса она уверенно говорила: «Я буду учительницей». В юные годы у девушки появилась новая мечта — стать геологом. Но ведь судьбу не обманешь, она предначертана свыше. Конечно, у каждого из нас есть возможность выбора, но что-то нас подталкивает выбрать именно ту дорогу, которая приведёт к нашей судьбе.

Тамара росла в советской сельской семье, в деревне Бейгулово в Башкирии. Мама, Татьяна Петровна Самойленко, сначала была телятницей, а потом передовой дояркой, награждена Орденом Трудового Красного Знамени, была депутатом местного и районного совета Уфимского района.

Папа, Гаврил Филиппович Самойленко, фронтовик. После Великой Отечественной войны работал в совхозе счетоводом. В семье было пять детей. Тамара росла вместе с братьями Иваном, Николаем, Леонидом и сестрой Раисой.

В деревне была только начальная школа. Чтобы продолжить обучение в среднем звене, осенью и весной приходилось пешком совершать путь длиною в шесть километров. Зимой жили в школе-интернате, 25 человек в одной комнате. В выходные дни в любую погоду шли пешком домой. Когда надо было ехать обратно, отец брал в совхозе лошадь с телегой, укутывал дочку в тулуп и отвозил в школу-интернат. В дальней дороге согревали мечты о путешествиях по разным странам.

После шестого класса Тамару забрали родственники в Уфу, где она закончила общеобразовательную школу. Когда пришло время выбирать профессию, Тамара неожиданно вдруг захотела поступить в строительный институт. К сожалению, а может быть и к счастью, для поступления не хватило всего полбалла. Через год в Уфе поступила в Башкирский государственный университет, на географический факультет. Хотелось, чтобы профессия была связана с природой.

В студенческие годы Тамара Гавриловна очень увлекалась спелеологией. Была в составе университетского комитета комсомола, отвечала за научное студенческое общество.

В университете готовили геологов, но Тамара получила специализацию «географ, гидролог, учитель географии». Правда, среди студентов был общий настрой: многие не хотели идти в школу.

В то время выпускники вузов должны были отработать в течение трех лет по распределению. Тамара, как лучшая студентка, имела право выбора. Сначала девушка выбрала сельскую школу в северной Башкирии. Но потом передумала и попросилась в Ишимбайский район. Вместе с Тамарой приехали в село Верхотор сразу пять молодых учителей. Сначала Тамару поселили в необустроенной избушке на окраине деревни, где молодой девушке было жутковато жить. Потом вместе с другими коллегами она поселилась у деревенской бабушки.

Первый свой педагогический опыт в сельской полнокомплектной школе на 330 учеников, с двумя параллелями «А» и «Б», Тамара Гавриловна вспоминает с большой теплотой: «Меня и ещё пятерых молодых специалистов встретили в коллективе очень хорошо. Я вела уроки географии и биологии в 7-8 классах. Проработала там три года».

Выбрав по распределению именно село Верхотор, Тамара Гавриловна встретила там своё счастье, познакомившись с Петром Ивановичем Мурахтиным. Парень, работавший в Мурманске на рыболовецком судне, приехал проведать маму. Знакомство было судьбоносным.

Ну, кого еще, как не учителя географии, могут так заинтересовать рассказы бравого моряка о том, как на рыболовецком судне ходил по всему Атлантическому океану, до Южной Георгии, возле Антарктиды, как причаливали к берегам Англии? Сколько романтики было в этих рассказах!

Два месяца отпуска пролетели быстро, и Пётр опять ушёл в плавание. Тамара обещала писать и с радостью получала ответные письма из Мурманска. Через 10 месяцев переписки парень сделал Тамаре предложение, и в 1979 году они поженились.

После свадьбы молодожёнов ждало испытание разлукой. Пётр опять ушёл в море, а молодая жена осталась жить у мамы мужа. Свекровь приняла невестку, как родную дочку, заботилась о ней. Особенно оберегала Тамару от тяжёлого деревенского труда, когда у неё родилась дочка Юленька.

Муж вернулся из плавания, когда дочери было уже полгода. Молодая жена поставила перед выбором: либо море, либо семья. Пётр уволился из Мурманска, и Мурахтины переехали в Ишимбай.

Когда Юле исполнился год, Тамара Гавриловна устроилась работать в Дом пионеров методистом по туризму. Водила детей в однодневные, трёхдневные и многодневные походы. Через четыре года перешла работать в школу учителем географии.

В 1984 году родилась дочь Галя, а в 1990 году — Лена. К этому времени уже обзавелись трёхкомнатной квартирой, выращивали урожай на собственном огороде.

Муж работал начальником смены на заводе. Но благополучие нарушили лихие 90-е, когда были перебои с заработной платой. Семейная пара Казарочкиных, с которыми Мурахтины хорошо дружили, отправилась на Север искать лучшей доли. Сергей Казарочкин устроился начальником котельной в Покачах и пригласил к себе помощником Петра Мурахтина.

«Муж уехал в декабре, а я осталась одна с тремя детьми. Летом на мне ещё и огород был. Сама урожай вырастила, реализовала. В этот момент я особенно остро почувствовала, как мне не хватает мужа, его сильного, надёжного плеча. Мы всегда шли рядом рука об руку и помогали друг другу. И вот после долгой разлуки в августе 1993 года я приехала к мужу вместе с дочками в Покачи. Родители были против нашего переезда на Север. И свекровь, и мама отговаривали меня. Я долго сомневалась, неловко было бросать школу, в которой работала. Пошла за советом к завучу, и она меня поддержала, сказала, чтобы не сомневалась и ехала на Север к мужу. Во второй покачёвской школе было место учителя географии, меня пригласили по вызову», — вспоминает Тамара Гавриловна.

С тех пор прошло 26 лет. И все эти 26 лет Тамара Гавриловна трудится в школе №2, которая стала для неё родным домом.

«Я ни разу не пожалела ни о переезде в Покачи, ни о выборе своей профессии. География — это тот предмет, который тесно связан с жизнью. Я всегда стараюсь привить своим ученикам любовь к природе и посеять в их душах тревогу о состоянии Земли, рассказываю о необходимости бережного отношения к окружающей среде. Какую бы отрасль народного хозяйства мы ни изучали на уроках географии, всегда речь идёт об экологии», — говорит Тамара Гавриловна.

В течение нескольких лет Т.Г. Мурахтина вела экологический кружок и кружок лесничества. Вместе с Любовью Анатольевной Шабановой создали экологическую тропу.

В течение шести лет Тамара Гавриловна вела исследовательскую деятельность. Со своей ученицей Юлей Антоненко ездила на IV региональную конференцию учащихся и студентов, где заняли первое место за работу «Демографическая ситуация в городе Покачи». Потом с другими учениками было пять работ по проблемам мусора, табакокурения, энергосбережения, туризма. Эти работы занимали вторые места на городском конкурсе «Юность в науке».

На протяжении 10 лет Тамара Гавриловна параллельно возглавляла школьное и городское методические объединения.

За многолетний добросовестный труд и значимый вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения Т.Г.Мурахтина неоднократно награждалась почётными грамотами и благодарственными письмами, самые значимые из которых — Почётная грамота Думы ХМАО — Югры и Почётная грамота департамента образования и молодежной политики ХМАО — Югры.

Тамаре Гавриловне заслуженно присвоены такие звания, как «Учитель высшей категории», «Почётный работник общего образования РФ», «Ветеран труда». Всё это результат большого самоотверженного труда и жертвенной любви — когда все свои силы, все чувства отдаёшь своим близким и делу, которому служишь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

155