Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

09.12.2020 08:35 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

THE TEACHER на вес золота

Автор: Людмила Голубева

Несколько интересных фактов об Ирине Гаркуша: 27 лет назад была на Мальте с группой детей, изучающих английский, и потратила почти все свои деньги на учебники и книги. 30 лет работает в покачевской школе №2. Носит звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Является автором образовательных программ и пишет интересные статьи на тему обучения. Считает, что индивидуальный подход к каждому ученику способен творить чудеса. Выявляет одаренных детей, а также участвует в программе «Наставничество», помогая молодым педагогам. А еще любит покачевские леса и обожает собирать грибы и ягоды. Вот такая интересная героиня в нашей рубрике «Славим человека труда!». Знакомьтесь – Ирина Николаевна Гаркуша

Вместе со школой – с самого открытия

Ирина Николаевна и сын Владислав

С дочерью Инной

Ирина Николаевна родилась в городе Харькове, выросла и окончила школу в украинском городе Сквира. Потом выпускной, экзамены, поступление в вуз. Она всегда хотела работать с иностранными языками, поэтому поступила в Киевский государственный педагогический институт иностранных языков, на специальность «английский язык».

В 1986 году страна получила дипломированного учителя английского языка, учителя с массой идей и желанием многое сделать в профессии. После выпуска из института Ирина Николаевна вошла в двери своей родной школы, только уже не как ученица, а как педагог, и начала свою трудовую деятельность.

На Украине вышла замуж, родила дочку Инну.

Тем временем в далеком северном рабочем поселке Покачи уже жила с мужем хорошая подруга Ирины Николаевны – Татьяна Николаевна Заболотняя. Когда она приехала в гости в родной город, то, встретившись с подругой, стала рассказывать ей о Севере. Да так рассказывала, что Ирина Николаевна задумалась, а не стоит ли и ей поехать сюда. На всякий случай попросила Татьяну Николаевну по приезде узнать, не требуются ли в Покачи учителя. А в Покачах как раз в этом году открывалась только что построенная школа №2. Татьяна Николаевна приехала из отпуска и побеседовала с первым директором второй школы Евгением Михайловичем Былинкиным. Он сказал, что учитель английского в новую школу очень нужен, да еще и не один. Ирине Николаевне в ближайшее время прислали вызов, и уже с 1 октября 1989 года она вышла на работу.

И вот прошло 30 лет. Школа в прошлом году отпраздновала юбилей, а вместе со школой юбилей своей работы в ней отпраздновала и Ирина Николаевна.

«Все эти годы я вместе с нашей школой. Помню, как мы отмывали ее после строительства перед началом занятий, как мы сажали деревья, разбивали клумбы и газоны, и как школа стала полностью обеспечена компьютерами, интерактивными досками и современным оборудованием», – вспоминает педагог.

Ирина Николаевна уверена, что уровень образования, который дает школа №2, очень высокий и достойный. Ее ученики разлетелись по всему миру, есть даже те, кто сейчас живет в Австралии и в Канаде.

Высокий уровень образования школы Ирина Николаевна оценивает не только в качестве учителя, но и как родитель. Ее дочь Инна и сын Владислав – выпускники второй школы. Дочь, к слову, окончила одиннадцатый класс с серебряной медалью.

«Мои дети выросли в Покачах, учились в нашей школе. А теперь они уже получили высшее образование, имеют свои семьи, живут и работают в Москве. Дочь Инна окончила Башкирский государственный медицинский университет, получила профессию врача, также получила второе высшее образование по специальности «английский язык» в Башкирском государственном педагогическом университете. Теперь она врач со знанием английского, работает врачом ультразвуковой диагностики в клинике доктора Шишонина в Москве. Сын Владислав окончил Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, получил специальность инженера, работает по специальности инженером строительного контроля в государственном бюджетном учреждении «Автомобильные дороги». Полученных в нашей школе знаний было достаточно, чтобы поступить и закончить столичные вузы», – говорит Ирина Гаркуша.

Поездка в англоговорящую страну: «Дети заговорили в первую неделю»

В 1993 году по программе, тогда еще совсем молодой, компании «ЛУКОЙЛ» покачевские дети поехали на Мальту изучать английский. Ирина Гаркуша и еще двое работников образования поехали в качестве сопровождающих.

Поездка была очень интересной. Находясь в этой стране, покачевская группа могла общаться только на английском, потому что русскоговорящих людей вокруг не было. Учеников расселили в семьи, сопровождающие жили тоже в семьях, но отдельно. Все было продумано так, чтобы ученики максимально погрузились в англоговорящую среду.

В итоге, как вспоминает Ирина Николаевна, дети заговорили на английском уже в первую неделю, это был очень хороший результат. Всего обучение длилось несколько недель. Утром Ирина Николаевна на автобусе забирала детей, и они ехали в колледж, где их учили языку.

«Я слушала, как учителя там преподают, смотрела, по каким пособиям и книгам они это делают. В итоге на все деньги, которые у меня были, я купила эти книги, среди них были и оксфордские пособия, привезла их в Покачи. Помню, как ксерокопировала важные фрагменты, чтобы поделиться со всеми учителями городского методического объединения. Это сейчас есть интернет, и почти любой учебник можно достать, а тогда во всем городе это были первые учебные материалы подобного уровня», – рассказывает Ирина Николаевна.

Опыт преподавания, полученный за рубежом, она стала использовать и в своей педагогической практике, он был очень ценным. 

Как не забывать английские слова? Лайфхак от учителя с многолетним стажем

– Ирина Николаевна, многие, кто изучает язык, сталкиваются с проблемой запоминания слов. Нередко большое количество выу-ченных слов со временем забывается. Как же все запоминать?

– Слова, которые учишь, нужно к чему-то привязывать эмоционально. Чтобы это было не просто заученное слово, а то, что у вас с чем-то ассоциируется. Вообще память человека устроена так, что если ему что-то не нужно, то это забывается, потому язык желательно практиковать. Чтобы не забывать его, регулярно читайте книги или иные тексты на этом языке. Чтение, так же как прослушивание аудиозаписей, содействует удержанию в активной картотеке вашей памяти иностранного языка.

Кстати, на эту тему у Ирины Гаркуша есть статья «Механизм работы памяти при обучении иностранным языкам». Она размещена на электронном ресурсе «Вестник педагога», вот выдержка из нее:

«При изучении иностранных языков большое значение имеет запоминание слов, речевых образцов, грамматических структур, то есть работа памяти, а она у всех разная и несовершенная. Память имеет недостаток: склонность к забыванию. Но этот, кажущийся на первый взгляд, недостаток имеет свой смысл. Память в первую очередь обслуживает потребности текущего момента. Мы лучше помним важное и приятное для нас и легко забываем все остальное, включая неприятные события…

Мы, учителя, должны работать над развитием памяти. Задатки у всех разные, но развивать можно любую память. Исследованиями доказано, что ученик запоминает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 90 % того, что делает сам. Исходя из этого видно, что для получения эффективного запоминания нужно задействовать не только слуховую, но и зрительную, и сенсорную (ощущения, обоняние) память.

При работе с памятью нужно учитывать некоторые ее особенности. Механизм памяти можно представить в виде цепи. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что необходимо запомнить. Далее происходит концентрация внимания. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна также работа, совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. И последнее звено этой цепи – это организация запоминаемого материала», – пишет в своей работе Ирина Николаевна.

Активная педагогическая деятельность и работа с одаренными детьми

С любимым внуком Артуром

Ирина Гаркуша является автором множества статей на образовательную тематику, которые размещены на профессиональных ресурсах для педагогических работников.

Кроме того, статьи, содержащие опыт ее работы, размещены на информационно-образовательном портале ХМАО – Югры, в журнале «Вестник педагога», в «Народном педагогическом журнале» на сайте профессионального сообщества «Преемственность в образовании», методические разработки опубликованы в журнале «Педагогический мир». Также педагог размещает материалы в своем профиле интернет-портала учителей «ProШколу.ru».

Ирина Гаркуша является автором проектов, призванных сделать образовательный процесс более интересным и продуктивным.

Ирина Николаевна – сторонник индивидуального подхода в образовательном процессе. Она уверена, что нужно подходить к обучению, учитывая уникальные особенности ребенка.

«Я считаю, что такой подход очень важен. В своей работе я учитываю индивидуальные способности каждого ребенка, применяю групповые и индивидуальные формы работы, предлагаю разноуровневые задания, тесты, мотивированным детям предлагаю творческие задания. У каждого ребенка свои уникальные данные. Кто-то схватывает быстрее, и его нужно заинтересовать и занять, чтобы не скучал. Кто-то усваивает информацию медленнее. Но это не значит, что этот ребенок добьется меньших успехов, наоборот, обычно такие дети очень упорные и добиваются своих целей. Для меня важно развивать каждого по мере его способностей», – говорит Ирина Николаевна.

Своей работой Ирина Гаркуша способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, выявляя наиболее одаренных детей и вовлекая их в учебно-исследовательскую деятельность.

Учитель содействует в том, чтобы одаренные дети участвовали в интеллектуальных и творческих конкурсах разных уровней.

Ученики опытного педагога на протяжении многих лет принимают активное участие и становятся призерами в олимпиадах и конкурсах различного масштаба.

Ирина Николаевна является одним из разработчиков подпрограммы «Выявление и развитие одаренных детей» в программе развития школы, которая реализовалась с 2011 по 2016 год.

Информация о ее опыте в данном направлении опубликована в энциклопедии «Лучшие люди России», в рубрике «Родины славные сыны и дочери». Данная энциклопедия была выпущена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Аппарата Правительства РФ.

Также данная публикация представлена в пятом выпуске энциклопедии «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ РОССИИ».

Ирина Николаевна распространяет свой опыт работы на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Она регулярно выступает на заседаниях школьных и городских методических объединений учителей, в сетевых сообществах, проводит мастер-классы, выступает с докладами на педагогических советах, семинарах, конференциях, круглых столах.

Среди многочисленных докладов педагога наиболее интересные темы: «Здоровьесберегающие технологии», «Способы подачи нового материала», «Механизм работы памяти при обучении иностранным языкам», «Комфортное обучение», «Применение современных образовательных технологий при обучении иностранным языкам», «Организация и содержание исследовательской деятельности».

Учитель ежегодно проводит школьные обучающие семинары для учителей и учеников, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, на тему: «Формы и методы работы с одаренными детьми. Учебно-исследовательская деятельность», а также открытые уроки для учителей города в рамках педагогического марафона «Поделись опытом».

При этом Ирина Николаевна сама никогда не перестает учиться. Она стремится к личностному и профессиональному росту, систематически повышая квалификацию. В 2013 году она получила второе высшее образование в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского по специальности «Менеджер в сфере образования».

Кроме того, она занимается постоянным самообразованием, а также участвует в вебинарах, семинарах и конференциях по профилю профессиональной деятельности. Все результаты дополнительного профессионального образования Ирина Гаркуша успешно применяет в своей педагогической деятельности.

Ирина Гаркуша удостоена звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Награждена почётной грамотой Департамента образования и науки ХМАО – Югры за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и многолетний плодотворный труд.

В 2020 году награждена Почетной грамотой главы города Покачи.

«Важно помочь молодым педагогам влиться в профессию»

Ирина Николаевна, как опытный педагог с многолетним стажем, является участником программы «Наставничество». Она – надежный старший товарищ для молодых специалистов в школе, всегда готова поделиться опытом. Являясь наставником молодых педагогов, И.Н. Гаркуша выступала на школьном методическом объединении учителей иностранных языков с докладом «Наставничество. Новые формы наставничества».

«Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Организация наставничества в школе помогает решить эту проблему, проблему адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения», – считает Ирина Николаевна.

Покачи - место, где хочется развиваться

Ирина Гаркуша любит покачевскую природу

Размышляя о нашем маленьком, но уютном городе и его роли в своей жизни, Ирина Николаевна говорит:

«Я очень люблю Покачи, большая часть моей жизни прошла здесь. Очень люблю лес, ходить за грибами, ягодами. Не столько грибы мне нужны, сколько нравится находиться в лесу, особенно осенью. Здесь все рядом, можно выйти, и ты уже на природе. Бывает, я захожу за своей подругой Татьяной Николаевной (она работает в Детской школе искусств), и мы вместе прогуливаемся по городу, наслаждаемся его видами. Скоро при въезде в Покачи, по улице Молодежной, сделают парк с озером. Раньше я просто ходила туда в лес гулять, а когда построят парк, здорово будет проводить время там. Покачи – это комфортный город. Я знаю, что многие учителя, которые ушли на пенсию, живут здесь и не хотят никуда уезжать. Здесь много спортивных объектов и хорошие условия. А еще здесь чистый воздух. Когда езжу к детям в большой город, то ощущаю разницу».

Наш маленький и уютный город стал милым и для родителей Ирины Николаевны. Они переехали сюда из теплых краев много лет назад и тоже очень полюбили Югорскую землю.

«В 1994 году я пригласила в Покачи своих родителей: Малюту Валентину Ивановну и Малюту Генриха Владимировича. Они до приезда сюда работали на научно-исследовательской станции овощеводства в Крыму старшими научными сотрудниками. Валентина Ивановна защитила кандидатскую диссертацию и является кандидатом сельскохозяйственных наук. В Покачах она продолжила работу в школе №2 учителем биологии, а Генрих Владимирович – рабочим по зданию. Работая биологом, Валентина Ивановна увлекала детей научно-исследовательской деятельностью. Ребята под ее руководством занимали призовые места на региональных и всероссийских научно-практических конференциях. Я продолжила начатую ею работу. Сейчас мои родители на пенсии, любят Покачи и не хотят отсюда никуда уезжать. В свою крымскую квартиру они ездят только ненадолго летом», – рассказывает Ирина Николаевна.

Когда Ирина Гаркуша приехала в Покачи, то они полюбились ей: эти места, природа, люди. Город ответил взаимностью и с радостью принял молодого педагога. Он давал возможности, чтобы развиваться и расти как в личном, так и профессиональном плане. И вот прошло много лет, перед нами опытный учитель с многочисленными достижениями, внушительным опытом и самое главное – с желанием развиваться дальше и развивать сферу образования, совершенствовать образовательный процесс и делиться опытом. Такими профессионалами гордится и город, и страна, и именно про таких педагогов говорят, что они на вес золота. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

88