Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

04.06.2020 09:22 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Школа - мой второй дом»

Автор: Людмила Голубева

Я счастлива! Я – учитель! Сбылась мечта моя:

Дарить тепло, дарить любовь, жар сердца своего!

Лепить из человечка Человека – должна отныне я,

А, значит, и нужнее нет дела моего!

Мало просто выбрать профессию. Полюбить ее всей душой, посвящать ей почти все свое время, постоянно развиваться в ней и совершенствовать свои знания — вот что действительно можно назвать профессионализмом с большой буквы. Учитель русского языка и литературы средней школы №2 Екатерина Александровна Форманчук работает в школе уже 30 лет, а ее педагогический стаж составляет 41 год.

Екатерина Александровна является учителем высшей квалификационной категории, ветераном труда. За ее плечами подготовка медалистов, победителей всероссийских, окружных и городских олимпиад, конкурсов, она отмечена большим количеством почетных наград за свой труд. Но помимо профессиональных достижений Екатерина Александровна еще и интересный, разносторонне развитый человек. Нам посчастливилось побеседовать с ней на разные темы: о жизни, о выборе профессии, об учительском предназначении и даже о литературе. С удовольствием делимся с вами результатом нашей беседы.

Детство и выбор профессии

Екатерина Александровна родилась в Татарской АССР в селе Кильдюшево Больше-Тарханского района. Родители были настоящими трудягами. Папа работал водителем, а мама санитаркой. Она проводила на работе по 8 часов на ногах. Для того, чтобы мыть полы и посуду на работе ей приходилось постоянно своими руками носить в ведре воду из колонки и это был огромный труд. После работы нужно было заботиться о семье и делать домашние дела: стирка, глажка, огород. И это при том, что никаких современных комфортных условий тогда не было, в доме было печное отопление, а воду также нужно было носить из колонки.

«В детстве я многое не понимала, осознание пришло позже: «Как мама все это выдержала? Важно, что родители воспитывали нас всегда по-доброму. Несмотря на то, что жили небогато (время было такое), они всегда старались нас чем-то порадовать: мама сама шила нам модную по тем временам одежду, папа часто покупал что-нибудь вкусненькое, сладенькое. Это сейчас никого не удивишь конфетой или печеньем, а в то время в селе это была роскошь», — вспоминает Екатерина Александровна.

В семье было трое детей. Старшая — Екатерина и младшие: сестра Анна и брат Николай. Вместе с семьей жила мама отца — бабушка Анна Николаевна, которая помогала родителям: «Она нас очень любила, я не помню ни одного случая, чтобы она на кого-то из нас кричала. А как она готовила! Никогда, например, не забуду вкус фаршированного пшенной кашей свиного желудка», — делится теплыми воспоминаниями из детства Екатерина Александровна.

И вот пришло время нашей героине идти в первый класс. Кто бы мог подумать, что после первых дней обучения она для себя решит «Буду учителем!». Одним из факторов, повлиявших на такое решение первоклассницы Екатерины, возможно, стала первая учительница, которая была доброй и спокойной. К тому же, труд учителя завораживал, например, то, как педагог ведет урок, как что-то объясняет детям, как проверяет тетради. Это все казалось маленькой девочке очень интересным.

И тогда она придумала для себя игру, в которой сама была учителем. Она садилась дома за стол, раскладывала листочки и подписывала их именами разных «учеников». Потом на каждом листочке выполняла задания, стараясь делать их по-разному. А потом проверяла работы своих учеников, ставила оценки, при этом не забывала кого-то похвалить, а кому-то сделать замечание или указать на ошибку, подобно тому, как это делал учитель в школе. Вот такие первые шаги в свою будущую профессию делала совсем еще юная ученица.

Еще на шаг ближе к призванию

Когда девочка закончила 3 класс, семья переехала в районный центр — город Тетюши. Как же юная Екатерина обрадовалась, когда узнала, что в Тетюшах есть педагогическое училище! Оставалось только подрасти, чтобы туда поступить. Годы, проведенные с семьей в этом городе Екатерина Александровна вспоминает с особой теплотой.

«Мы, дети, учились, помогали родителям и бабушке по хозяйству, встречались с друзьями, посещали различные кружки. Я, например, увлекалась фотографией, также посещала драмкружок при Доме пионеров. В выходные, летом, всей семьей на лодке переправлялись через Волгу на остров, там купались, загорали, играли в разные игры, варили уху. Вечером, довольные и счастливые, мы возвращались домой. Я очень благодарна своим родителям за все то, что они для нас сделали. Нелегко им было на свои скромные зарплаты прокормить нас, дать хорошее образование. Поэтому даже в городе (благо у нас был частный дом) они многие годы держали свиней, кур. Папа, Александр Семенович, частенько после работы рыбачил на Волге. И так долгие годы с рюкзаком поднимался в крутую гору…»

После 8 класса юная Екатерина поступила в Тетюшское педагогическое училище на школьное отделение по специальности — учитель начальных классов. Четыре года проучившись в образовательном учреждении и успешно закончив его, в 1975 году Екатерина Александровна была направлена по распределению работать учителем начальных классов в село Новая Елань. Это было началом ее педагогического пути. Девушка очень хотела продолжить свое образование и, начав работать, сразу же начала готовиться к поступлению в институт. По существующим тогда правилам, очно она этого сделать не могла, не проработав после училища положенные три года. Но, все же, девушка не остановилась на пути к своей цели и, продолжая работать, готовилась к поступлению в один из самых престижных институтов страны. Через год она уже сидела в аудитории, сдавая вступительные экзамены. Проходной бал был высоким, и количество претендентов на место тоже. Какое же счастье испытала девушка, когда увидела свою фамилию в списках зачисленных. Она просто прыгала от счастья. Екатерина Александровна поступила заочно в Казанский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет, выбрав специальность «Русский язык и литература», и продолжила работать при этом в начальной школе.

Жизнь в Альметьевске

Здесь, в Новой Елани, молодая учительница познакомилась со своим будущим мужем Николаем Евлампьевым, он был родом из этого села, но в тот момент работал в Алемьетьевске. Молодые год встречались, а потом поженились и переехали жить в город Альметьевск. У пары родилось двое детей — дочь Елена и сын Юрий.

В Альметьвске Екатерина Александровна устроилась работать в школу №18 учителем начальных классов и в это время продолжала заочно учиться в институте и воспитывать дочку и сына. После того как она закончила институт, в этой же школе стала работать учителем русского языка и литературы. Это был совершенно новый этап в жизни учителя. Работая с малышами в начальной школе, ей всегда было интересно попробовать вести уроки и у ребят и старших классов, для учителя это казалось очень интересным. И вот мечта была осуществлена. Работа ладилась, и хоть с новой должностью появилась и новая ответственность, все равно работа очень нравилась.

Интересный опыт в журналистике

Во время жизни в Альметьевске Екатерина Александровна получила уникальный опыт. Ее подруга Гульфия работала журналистом. И как-то она сказала, что в газету при заводе «Радиоприбор» ищут реактора и предложила своей подруге попробовать себя там. Это предложение было очень заманчивым, ведь Екатерине Александровне всегда нравилось писать, и у нее получалось это, к тому же, большим плюсом была грамотность на высоком уровне. И вот, рискнув, она сменила сферу деятельности, и стала редактором газеты «Новатор». Работа удавалась, и вскоре девушку даже наградили почетной грамотой. Но душа, нет-нет, да и тянулась в школу. Тем не менее, в газете она проработала четыре года. Как-то на улице она встретила директора школы, в которой до этого работала. И на всякий случай спросила, если она решит вернуться, возьмут ли ее. И тогда директор школы сказала: «Твое место было и есть в школе». Это было решающим. Несмотря на успехи в новой сфере Екатерина Александровна поняла, что больше не может без детей. И тогда она вернулась в профессию учителя, чтобы больше никогда ее не покинуть.

Дальнейший путь и новые горизонты: «Первой моей покупкой на севере стали валенки»

Через девять лет совместной жизни пути Екатерины Александровны и ее мужа Николая Михайловича разошлись. Через какое-то время ей сказали, что в далекий городок на севере требуется учитель. После некоторых раздумий Екатерина Александровна приняла решение шагнуть в новую жизнь. Так она оказалась в городе Покачи. Это был холодный декабрь.

«Помню как прилетели с сыном в аэропорт Сургута, вышли из самолета. Я была в модных сапожках, которые видимо оказались предназначены для низких температур. А вы знаете какие морозы на севере, да еще и в декабре. Ноги мгновенно промерзли и заледенели так, что я заплакала. Мы с сыном стали спрашивать как добраться до магазинов, нашли то что нужно и первой моей покупкой на севере стали валенки», — вспоминает уже с улыбкой Екатерина Александровна.

В Покачах Елена Александровна устроилась работать в школу № 2. В это время как раз были актированные дни. Для учителя это было совсем непривычно, ведь на родине таких морозов не было. Вскоре начались рабочие будни в новом городе в новой школе. Сначала здесь было немного одиноко, но это скрасили люди. По приезду молодая учительница поселилась с сыном в общежитии, где другие покачевцы встретили их радушно и с добротой. А хорошее отношение способно согреть даже в самые суровые северные морозы.

Работа на новом месте шла хорошо. Екатерине Александровне очень понравился коллектив, в который она попала. Через время из общежития переехали в комнату с подселением, а еще через какое-то время учителю выделили квартиру.

Здесь на севере встретила своего второго мужа Сергея, с которым прожила много лет, но который к большому сожалению уже ушел из жизни. О муже у Екатерины Александровны, только самые добрые воспоминания. «Он был хорошим человеком. Спокойным, надежным и заботливым», — рассказывает она.

Большой гордостью для Екатерины Александровны являются ее дети и внуки. Дочь Елена окончила Казанский государственный медицинский университет и теперь работает стоматологом в частной клинике. Сын Юрий окончил Тюменский юридический институт МВД РФ. Он работал следователем в ОВД города Покачи, трудился в прокуратуре следователем, а потом помощником прокурора. Сейчас Юрий Николаевич работает юрисконсультом в ООО «Профит-Центр». У Екатерины Александровны двое замечательных внуков. Внучке Настенька 4 года, она ходит в детский сад. Внуку Диме 14 лет. Он такой же активный и увлекающийся человек, как его бабушка. Мальчик хорошо учится, посещает Детскую школу искусств, а в этом году с отличием закончил музыкальную школу по классу гитары. Екатерина Александровна говорит о своей семье: «Я горжусь своими дорогими детьми и внуками, они очень заботливые, любящие и самые замечательные!»

Взгляд на профессию

У Екатерины Форманчук интересный и глубокий взгляд на свою профессию. Размышляя об этом она говорит:

«Учитель… Это профессия или призвание? Я думаю, больше призвание, хотя и профессия тоже. А что такое призвание? Это непреодолимое влечение к какому-нибудь делу. К этому делу меня влекло с детства.

Я люблю детей, пока еще наивных, но таких любознательных и открытых миру. Они очень восприимчивы к доброте, любви. Если ты ребенка любишь по-настоящему, уважаешь его как Личность, то они обязательно это почувствуют и ответят тебе тем же. Я поняла, что с детьми работать очень интересно, каждый из них в чем-то талантлив, только этот талант надо раскрыть. Разве это не увлекательно?

Лев Николаевич Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова гениального классика мировой литературы актуальны и в наше время. Главная задача современного учителя – дать детям знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также сформировать личность, развивать ее творческие способности, воспитывать активную жизненную позицию, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость, одним словом, «убивать» равнодушие.

Для меня моя профессия важна осознанием того, что ты делаешь очень нужное дело. Она дает радость и ощущение полноты жизни. Школа заставляет держать себя в тонусе. Она дает возможность развиваться творчески, побуждает идти все время вперед. Школа – это мой второй дом».

Постоянное движение вперед

Екатерина Форманчук — сторонник идеи, что учитель должен сам постоянно учиться и непрерывно развиваться. Она регулярно участвует в семинарах и вебинарах, повышая свою квалификацию. Даже, когда я позвонила, чтобы договориться об интервью, Екатерина Александровна в этот период проходила онлайн обучение и готовилась к написанию отчетной работы по нему. Она никогда не стоит на месте, потому что считает, что это просто невозможно в профессии учителя, ведь если ты сам перестанешь развиваться то становишься неинтересным для своих учеников.

«Мы живем в эпоху перемен: обновляется содержание образования, появляются новые стандарты преподавания и компетенции педагогов, так как обновляется мир вокруг нас. Меняются и наши дети, не секрет, что где-то, в других областях, они даже умнее нас. И это нормально. Как же в этом быстро меняющемся мире стать для ребенка тем учителем, которого он будет уважать, прислушиваться к его мнению? Как не потерять интерес ребенка к своему предмету?

Чтобы справиться с этой непростой задачей, современный учитель должен в совершенстве знать свой предмет и методику его преподавания. Но наука не стоит на месте, а стремительно развивается: продолжают совершать научные открытия биологи, физики, химики и так далее, появляются новые технологии обучения. А это значит, что учитель не только учит других, но и сам должен постоянно учиться, иными словами, он должен идти в ногу со временем. Поэтому мое педагогическое кредо: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому», — делится своими мыслями педагог.

Екатерина Александровна всегда старается найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Развивать способности детей, пробуждать в них желание к саморазвитию.

«Екатерина Александровна в совершенстве владеет преподаваемым предметом. Она использует современные методы и формы обучения, свободно ориентируется в психолого-педагогических образовательных концепциях. В повседневной работе она использует различные педагогические теории, системы и технологии в том числе информационные и проектные. Например, технологии проблемно-диалогового обучения позволяют ей создать благоприятную обстановку на уроке, способствуют развитию нравственных черт личности у детей — настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, способности отстаивать свои взгляды и убеждения», — говорит о методах работы учителя директор школы №2 Елена Владимировна Александрова.

Кстати, Екатерина Александровна разработала программы элективных курсов по русскому языку, которые применяет на практике: «Трудные случаи орфографии», «Трудные случаи синтаксиса», «Основы делового общения». Посещение таких курсов помогает ученикам лучше усвоить материал и освоить предмет, делает изучение более интересным.

Достижение профессиональных высот

За долгие годы своего педагогического стажа Екатерина Александровна наработала бесценный опыт и достигла серьезных профессиональных высот. Главная ее гордость — ученики, среди которых есть медалисты, множество победителей олимпиад и конкурсов различных уровней.

За свои профессиональные заслуги Екатерина Александровна Форманчук награждена большим количеством благодарственных писем, дипломов, среди которых:

Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетная грамота Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа, Благодарственное письмо Председателя Думы города Покачи за многолетний, добросовестный труд, за высокий профессионализм, активный вклад в воспитание детей, развитие их творческого потенциала, а также множество других значимых наград.

Ученики Екатерины Александровны — постоянные участники и призеры городских, региональных, всероссийских олимпиад и конкурсов. Среди наград: Диплом за подготовку победителя во Всероссийском «Молодёжном чемпионате по русскому языку и языкознанию», Диплом за подготовку победителя I степени во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия», Благодарственное письмо за подготовку победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Приведи в порядок свою планету», Благодарственное письмо за подготовку победителя X городского конкурса учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке». Диплом за подготовку победителя в муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», Диплом за подготовку победителя городского фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Радуга дружбы» в номинации «Художественное слово» и другие награды.

Не только классный учитель, но и интересный человек

Этот подзаголовок говорит сам за себя. Пообщавшись с Екатериной Александровной понимаешь, что она очень разносторонний человек. Любит балет, классическую музыку, путешествия.

В сфере ее интересов и спорт — Екатерина Александровна очень любит заниматься плаванием. Если плавает в бассейне, то делает это не менее двух часов. А когда приезжает на родину обожает плавать в реке и получает от этого большое удовольствие.

Конечно же тяжело представить учителя русского языка и литературы, который бы не любил читать. Чтение с самого юного возраста одно из любимых занятий Екатерины Александровны. Она рассказывает, что помимо необходимой программы читала всегда и множество других произведений и на протяжение жизни всегда книги сопровождают ее. В числе любимых авторов в основном классики, у которых можно почерпнуть много мудрости. Екатерина Александровна любит читать художественную литературу , среди ее самых любимых писателей Лев Толстой, Михаил Булгаков, Александр Солженицын, Михаил Зощенко, Владимир Дудинцев, Евгений Замятин, Василий Шукшин. Также учитель любит лирику Федора Тютчева, Афансия Фета, Бориса Пастернака, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.

Кстати, Екатерина Александровна и сама пишет стихи, любит писать поздравления в стихотворной форме своим друзьям и близким. А на юбилей города написала практически целую поэму о городе Покачи, в которой отражены этапы его развития и выражена большая любовь к нему.

За что я люблю Покачи

Этот вопрос стал уже традиционным для интервью с любым уважаемым жителем города. Ведь как оказывается город имеет большое значение для многих покачевцев, которые добились здесь успеха и смогли реализоваться в профессиональной сфере. Итак, вот, что на этот вопрос ответила Екатерина Форманчук:

« За что люблю Покачи? За то, что это теперь уже мой город, я прожила в нем более 30 лет, он стал для меня родным. За то, что здесь живут мои близкие, любимые люди, мои верные подруги. За то, что в этом городе уютно, комфортно, спокойно. За то, что я работаю в прекрасном коллективе. За то, что в этом городе меня окружают неравнодушные люди, которые готовы всегда прийти на помощь».

На самом деле, написать о Екатерине Александровне можно еще много, газетные страницы всего и не уместят. Но мы надеемся, что вы смогли достаточно узнать о таком интересном человеке, который живет в нашем городе. Этот человек вызывает уважение своим рвением к профессии, своим желанием сделать этот мир лучше и умением видеть прекрасное и радоваться жизни. Екатерина Александровна пример для молодого поколения в своем трудолюбии, жизнестойкости, любви к своим близким и своему городу. Желаем ей и ее ученикам новых побед и достижений, интересных уроков и новых открытий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

51