Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

08.07.2020 08:58 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Проектная деятельность в детском саду «Рябинушка»

Автор: Людмила Голубева

Современные технологии стремительно развиваются и отражаются на многих сферах жизни, в том числе и на сфере дошкольного образования. Детские сады города Покачи идут в ногу со временем и соответствуют прогрессивным тенденциям в развитии образования и общества. В 2019 году детскому саду «Рябинушка» был присвоен статус региональной инновационной площадки

Это событие — очень важный показатель уровня дошкольного образования в нашем городе. Автором проекта «Формирование навыков инженерно-технического творчества дошкольников 5-7 лет средствами LEGO-конструирования и робототехники», победившего в конкурсном отборе, является воспитатель детского сада «Рябинушка» Ж.З. Джумагазиева.

Основная направленность в деятельности Ж.З.Джумагазиевой — это знакомство детей с экологией, живой и неживой природой, природоохранной деятельностью. Помимо работы с воспитанниками, Жаннат Зарлыхановна является автором многих образовательных, исследовательских и социально значимых проектов.

Жаннат Зарлыхановна – опытный педагог с 30-летним стажем, профессионал своего дела, Почётный работник общего образования РФ; победитель конкурса «Лучший (педагог) воспитатель ХМАО-Югры»; 2008 г. и 2014 г.; победитель Всероссийского конкурса «Воспитатели России»

В чём же заключается суть данного проекта? Об этом мы поговорили с автором Жаннат Джумагазиевой.

- Жаннат Зарлыхановна, как возникла идея создать такой проект?

- Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что LEGO-конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий.

Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора LEGO детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Исходя из этого, возникла идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет использования конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA, программируемых конструкторов нового поколения Lego Education WeDo-2, «ROBO-KIDS».

- В чём особенность использования LEGO в образовательном процессе?

- Использование ЛЕГО-технологии в детском саду позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.

Воспитанники знакомятся с историей развития техники, с жизнью города, деревни, с животным миром планеты. Создавая свои первые постройки, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для их профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышление, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться; создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. У них развивается воображение, умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения, закрепляются навыки анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки.

- Как будет проходить реализация проекта?

- Реализация проекта будет проходить в несколько этапов. Первый — с января по сентябрь 2020 года. Во время него производится подготовка условий для практической реализации проекта, разработка нормативного и методического обеспечения проекта, создание творческой группы по разработке и реализации проекта, создание материально-технических условий, приобретение методической литературы и конструкторов.

Второй этап будет длиться год и планируется к проведению с сентября 2020 года по сентябрь 2021-го. Он будет включать в себя реализацию ведущих направлений проекта, изучение и внедрение системы работы по LEGO-конструированию в деятельность педагогов детского сада. На втором этапе планируется проведение серии методических мероприятий: открытые просмотры, мастер-классы, семинары-практикумы; организация работы «Творческих лабораторий» для педагогов по разработке образовательных проектов; создание LEGO -студии и центров конструирования в группах; приобретение программируемых конструкторов; составление учебно-методических комплектов по лего-конструированию и робототехнике по всем возрастным группам.

Предполагается открытие и оснащение LEGO-центра. LEGO-центр – это учебное помещение детского сада, оснащённое различными образовательными конструкторами, в том числе и робототехническими, с помощью компьютерного программирования. LEGO-центр будет функционировать по принципу коворкинг-площадки для профессионального совершенствования педагогических работников дошкольных образовательных организаций в области образовательной робототехники.

В рамках второго этапа запланировано большое количество мероприятий, ориентированных не только на воспитанников детского сада, но и на членов их семей, а также на взаимодействие с другими детскими садами города. Среди запланированных мероприятий — смотр-конкурс «Лучший LEGO-центр»; проведение конкурсов: «Моя первая постройка», «Город LEGO-мастеров»; семинар-практикум «Организация конструктивной деятельности с элементами игры и конструирования» и другие.

Третий этап проекта является итоговым и включает в себя: обобщение и подготовку инновационных материалов к изданию, социализацию опыта, подведение итогов творческой группы по реализации проекта, проведение итогового педагогического совета по теме: «Образовательное пространство ЛЕГО», обеспечение активного сетевого взаимодействия с социальными партнёрами по направлению «Образовательная робототехника» и другие.

В общем, впереди у сотрудников детского сада интересная и насыщенная работа по реализации проекта.

Помимо данного конкурса, детский сад «Рябинушка» развивается и в других направлениях. Например, дошкольное учреждение ежегодно принимает участие в конкурсе социальных и культурных проектов компании «ЛУКОЙЛ».

От автора

В интервью для газеты «Покачевский вестник» Жаннат Зарлыхановна, как автор многочисленных проектов, рассказала о самых ярких из тех, которые победили в конкурсе в прошлые годы и уже реализовались в детском саду «Рябинушка».

Лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Одним из проектов, который реализуется в детском саду благодаря грантовой поддержке «ЛУКОЙЛ», является проект «Лаборатория юных исследователей». В детском саду была оборудована цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша». Она разработана с учётом всех новейших требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Главный герой красочной мультимедийной интерактивной программы для компьютеров, интерактивных досок и столов — мальчик Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями.

«Лаборатория состоит из восьми модулей, каждый из которых оснащён датчиком. Например, с помощью модуля «Температура» мы с ребятами исследуем свойства горячих и холодных предметов: горячую воду, холодное мороженое, лёд, снег. На мониторе компьютера дети видят, как повышается или понижается температура исследуемого объекта, а мальчик Наураша дополняет увиденное или указывает на ошибки.

Увлекательный модуль — с магнитами. Ребятам очень интересно с ним работать. Там тоже есть определённый датчик и набор магнитов разной силы притяжения. Мы с ними изучаем различную силу притяжения магнитов. Есть модуль для изучения свойств света. Мы проводим такие эксперименты, как поиск самой светлой и самой тёмной частей комнаты. Подносим датчик к окну и наблюдаем, как меняются показатели на мониторе, что происходит при включении искусственного освещения. Также помещаем полупрозрачные фильтры на источники освещения и наблюдаем, как освещение становится менее интенсивным. Все исследования и эксперименты сопровождаются комментариями мальчика Наураши. Работа в лаборатории – очень увлекательное, а главное познавательное занятие для юных исследователей», — рассказывает автор проекта Жаннат Джумагазиева.

С помощью цифровой лаборатории были разработаны занятия по следующим темам: «Органы чувств», «Органы пищеварения», «Правильное питание», «Полезные и вредные продукты», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания», «Бытовые электроприборы, правила обращения с ними», «Развитие растений, условия, необходимые для их роста и развития», «Свойства и состояния воды. Изучение свойств снега и льда», «Земля – большой магнит», «Солнечный свет. Солнце – источник тепла и света».

Исследовательская деятельность в теплице

В рамках проекта «Лаборатория юных исследователей» на территории детского сада осуществляется работа по двум направлениям: первое — экологические наблюдения и экспериментальная деятельность, второе — трудовая деятельность. В ходе них расширяются знания детей о растениях, произрастающих в теплице, об их строении, формируются представления о характеристиках растений. Дети узнают, как факторы окружающей среды (свет, влага, тепло), а также деятельность человека по уходу за растениями (полив, рыхление, прополка) влияют на благоприятное развитие и урожайность посаженных культур овощей.

В процессе совместной деятельности дошкольники наблюдают за подготовкой почвы к посеву семян, прополкой сорняков, рыхлением почвы, прореживанием растений. Они самостоятельно поливают растения, собирают урожай овощных культур по мере их созревания.

Опытно-экспериментальная часть деятельности представлена серией элементарных опытов: посадка пророщенных и сухих семян гороха и бобов, влияние освещения на состояние и рост растений, состояние растений при различных условиях полива, влияния достаточного количества влаги для развития плодов и повышения урожайности у огурцов и кабачков, влияние прополки сорняков и прореживания культур на состояние и урожайность овощных культур .

Также в детском саду реализуется проект «Тропинки в природу», который призван сделать малышей ближе к природе. В рамках него ребята также наблюдают за растениями в теплице и изучают живую природу на территории детского сада.

Юные мультипликаторы

В рамках конкурса социальных и культурных проектов компании «ЛУКОЙЛ» коллектив детского сада «Рябинушка» стал победителем в номинации «Духовность и культура». Благодаря полученному гранту в детском саду открылась мультипликационная студия. Проект «Да здравствует мультфильм!» состоит из нескольких разделов. В разделе «Знакомство с миром мультфильмов» ребята узнают о русской и зарубежной мультипликации, основных сюжетах и жанрах. Получают понятие о создании положительных и отрицательных героев, участвуют в презентациях, просмотрах мультфильмов. Раздел «Мультфильмы своими руками» включает реализацию творческого потенциала детей. Ребят обучают основным техникам работы с различными материалами: такими, как пластилин, акварель, гуашь, карандаш, фотография. Знакомят с цветовыми схемами, обучают художественному творчеству, разработке сценария, работе с фото- и видеоаппаратурой.

Раздел «Мульт-кинозал» подразумевает совместные просмотры мультфильмов, выполненных в различной технике, организацию мастер-классов и консультативных бесед.

Но, конечно, самый интересный этап — это непосредственно создание мультфильма.

«Сначала нужно придумать сценарий или взять уже готовую сказку, в любом случае, мы добавляем элементы творчества, что-то придумываем сами. Потом мы создаём героев мультфильмов. Если из пластилина, тогда это будет объёмный мультфильм. Можно мультгероев вырезать из бумаги, тогда это будет плоскостной мультфильм, также можем делать мультфильмы с помощью деталей, фигурок конструктора ЛЕГО. Придумываем сюжет. На специальном столе дети делают фон для кадров. А потом мы приступаем к следующему этапу. У нас закуплены фотоаппараты, штативы стол для мульт-станка, осветительные приборы, и мы с ребятами делаем множество снимков с разных ракурсов. Нужно сделать очень много кадров с героями.

Потом мультфильм монтируется и производится озвучивание. В создании кадров и озвучивании принимают участие, как дети, так и родители. Когда на финальном этапе герои начинают двигаться и говорить, у детей это вызывает настоящий восторг. И в итоге получается мультфильм, который совместно просматривается и обсуждается. На создание одного такого мультфильма может уйти до нескольких месяцев», — рассказывает Жаннат Зарлыхановна.

Проект «Да здравствует мультфильм!» ориентирован на старших дошкольников. Создание анимационного видео развивает воображение и усидчивость, прививает эстетический вкус и умение работать на результат. Над одним мультфильмом трудится целая творческая команда. Взаимодействие с участниками группы во время процесса создания мультфильма позволяет отрабатывать коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми: такие, как умение договариваться, выражать свои мысли и чувства, уважительно относиться к сверстникам, оказывать помощь и другие качества.

Нужно сказать, что в рамках проекта ребята создают также и мультфильмы экологической направленности. Это одно из эффективных средств формирования представлений у дошкольников о многообразии мира природы и воспитания этического и эстетического отношения к ней. Работа над созданием экологических мультфильмов способствует освоению и развитию у детей навыков проектно-исследовательской деятельности, развитию общего кругозора, приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Это далеко не все проекты, которые реализуются в дошкольном учреждении. Есть множество других, в том числе и спортивных. Разработка новых проектов постоянно продолжается.

«Реализация социально-значимых проектов в детском саду дает положительный результат. Такого рода проекты позволяют сделать образовательно-воспитательный процесс по – настоящему интересным, эмоционально насыщенным, гуманным, информативным, направлены на поиск новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствуют взаимодействию между образовательными учреждениями города Покачи», — говорит Жаннат Зарлыхановна, подводя итог беседы.

Остаётся только пожелать удачи педагогу и дошкольному учреждению в проектной деятельности, новых идей и их удачного воплощения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

39