Билет в будущее - мечта или реальность?
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся — одна из основных задач современной системы образования. Как данная работа организована в МАОУ СОШ №1 мы попросили рассказать Храпунову Т.Г., заместителя директора МАОУ СОШ №1.
В настоящий момент обучающиеся школы включены в большое количество разнообразных профориентационных форматов: от тестов до экскурсий на предприятия и в организации города. В прошлом учебном году 92 ученика школы стали участниками инновационного проекта ранней профориентации «Билет в будущее».
Организатором проекта «Билет в будущее» выступил союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Базовым элементом проекта является электронный ресурс. Платформа представляет собой многофункциональную информационную систему, доступную в сети Интернет и предназначенную для одновременной работы до одного миллиона пользователей.
Общедоступный информационный раздел платформы, не требующий прохождения регистрации с верификацией персональных данных, содержит популярную информацию о профессиональных областях, перспективных профессиях и т.д. Адрес платформы в сети Интернет: https://bilet.worldskills.ru.
Функционал цифровой платформы для зарегистрированных участников обеспечивает прохождение индивидуальной профориентационной диагностики, получение индивидуальных рекомендаций по итогам профориентационной диагностики и выбор площадок для прохождения профессиональных проб.
При этом, хотелось бы обратить внимание читателей, что онлайн диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявления уровня осознанности и готовности к выбору профессии. На первом этапе она позволяет выявить профессиональные интересы, на втором этапе — универсальные компетенции, на третьем — информированность о мире профессий.
При этом каждый участник должен выбрать и пройти тестирование не менее чем по 3 различным профессиональным областям. Только в этом случае тест даст возможность увидеть, насколько представления участника об интересующей его профессии совпадают с объективной реальностью.
На основе результатов тестирования каждый участник получает рекомендации по тематическим направлениям практических мероприятий проекта (с учётом предпочитаемой сферы профессиональных интересов).
Педагог-навигатор получает информацию об уровне готовности каждого участника к осознанному выбору профессии.
Далее через личные кабинеты участников осуществляется запись на практические мероприятия — профессиональные мини-пробы.
Профессиональные пробы — комплекс практико-ориентированных мероприятий, обеспечивающий погружение участников проекта в специально смоделированную профессиональную среду, предполагающий выполнение заданий, связанных с определённой профессией, в том числе на профессиональном оборудовании, и способствующий осознанному выбору будущей профессии. Комплекс мини-проб как формат практического мероприятия в рамках профессионального маршрута «Билет в будущее» представляет собой однодневное событие, в ходе которого участники выполняют ряд ознакомительных практических заданий по различным профессиональным компетенциям.
Результатом пробы может стать выбор соответствующей профессии, либо отказ от неё, что также поможет обучающемуся продвинуться в процессе самопознания и самоопределения.
В рамках проекта участник может выбрать и посетить три практических профориентационных мероприятия, направленных на знакомство с миром профессий и погружение в содержание конкретных профессиональных индустрий и компетенций.
В этом году учащимся школы, прошедшим в полном объеме диагностический этап, было доступно 1 практическое мероприятие. 24 ученика школы, приняли участие в мини-пробах, организованных филиалом Лангепасского политехнического колледжа.
Кроме этого, ребята попробовали свои силы на предприятиях и в организациях нашего города в условиях, максимально приближенных к реальным, с возможностью ролевого моделирования и игровой адаптации.
Участники проекта посетили администрацию города Покачи, ЛТУ ООО «Ростелеком», МАДОУ ЦРР-д/с, БУ «Покачевская городская больница», аптеку «Айболит», ИП «Любимая пекарня», розничный салон бытовой техники и электроники RBT.ru.
Хотелось бы поблагодарить представителей вышеуказанных предприятий за оказанное содействие в организации и проведении мини-проб для наших учащихся: Кулешевич Елену Алексеевну — управляющего делами администрации города Покачи, Греб Андрея Владимировича — начальника ЛТУ ООО «Ростелеком», Руцкую Аллу Леонидовну — директора МАДОУ ЦРР-д/с, Задорожнюю Елену Викторовну — старшего медицинского технолога, Багдасарян Ларису Ивановну — предпринимателя, Абдрахманову Татьяну Васильевну — продавца-консультанта, Васюткина Алексея Викторовича — предпринимателя.
Кульминацией реализации проекта стала квест-игра, в ходе которой участники прошли определенное количество станций, на которых выполняли задания мастеров игры. Дополнительной мотивацией для ребят стало соревнование между участниками.
В ходе квеста участники ознакомились с миром профессий, с разнообразием компетенций в рамках одной профессии, вниманию детей были предложены малоизвестные факты, которые, надеюсь, смогли пробудить в детях интерес к определенным профессиям.
Итоги прохождения всех диагностик и практик каждым обучающимся используются как надёжная основа для формирования индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательно-профессиональной траектории.
Каковы условия участия в проекте?
Участников в проекте регистрирует школа. Если ребенок находится на домашнем обучении, можно обратиться в школу, к которой он прикреплен, для регистрации. В проекте участвуют регионы, прошедшие конкурсный отбор на участие в проекте «Билет в будущее».
Результаты участия не влияют на оценки и другие формы аттестации в школе и не дают гарантий поступления в вузы и средние специальные учебные заведения. Для участия школьника в проекте необходимо согласие родителей или законных представителей несовершеннолетних участников на использование их персональных данных. Согласие подписывается родителем и загружается школой в профиль ученика. Без загруженного согласия доступ к участию в проекте будет закрыт.
Согласие родителей на обработку персональных данных, ФИО участника, его дата рождения и СНИЛС нужны для того, чтобы идентифицировать профиль участника как уникальный. Данные об ограничениях возможностей здоровья необходимы, чтобы система корректно рекомендовала ребенку практические мероприятия, которые будут для него безопасны и доступны.
К данным участников проекта получат доступ организации-партнеры проекта, которым это необходимо для осуществления своей работы. Все организации зарегистрированы и работают на территории Российской Федерации. Деятельность проекта, связанная с персональными данными, соответствует законодательству Российской Федерации и Федеральному Закону № 152-ФЗ «О персональных данных».
А кто такой педагог-навигатор, о котором Вы упомянули ранее?
Это сотрудник школы, который отвечает за профориентацию и использует возможности и инструменты проекта «Билет в будущее» в своей работе для формирования индивидуальных рекомендаций и сопровождения выбора участника.
Педагог-навигатор в своем профиле видит данные всех прикрепленных к нему участников после того, как первый этап тестирования прошел в школе. Далее для прохождения школьниками тестирования записывает учеников на практические мероприятия ознакомительного формата. Педагог-навигатор формирует группы участников, регистрирует их на мероприятия в системе и обеспечивает их присутствие. После события он отмечает явку детей на платформе. Далее изучает и дополняет сформированные системой рекомендации.
Хотелось бы пригласить ребят к более активному участию в проекте. В этом году из 79 зарегистрированных участников, 72 прошли полностью все этапы тестирования, 39 учащихся посетили ознакомительное мероприятие. Надеюсь в следующем учебном году активных участников станет больше!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.