Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

09.09.2022 08:45 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Я видела сверху, как над Покачами восходит солнце»

Автор: Людмила ГОЛУБЕВА

Голубое небо, яркие дома, уютные дворы и аллеи — это наши Покачи. Мы привыкли видеть их такими. А как выглядит наш маленький городок с высоты птичьего полета?


Жительница города Ольга Кузьмина точно знает, как выглядит город сверху — она часто наблюдала его из кабины башенного крана. Ольга Александровна не только любовалась видами — она еще и строила Покачи

Работать крановщиком Ольга Кузьмина начала в 17 лет. После окончания школы из родной Курганской области девушка поехала в Каменск-Уральский. Там обучилась на крановщика мостового крана и пришла работать на завод.

«В цехе краны были невысокие. Помню, как поднялась на один из них — все было интересно. Уже тогда почувствовала, что это мое. Стала наблюдать за тем, как работает наставница, все старалась запомнить. Самую первую смену поставили в ночь. Когда вышла на нее уже одна, без наставницы, то все получилось с первого раза. Не описать словами, какая была радость и гордость», — вспоминает Ольга Александровна.

Профессия ей очень понравилась, и она стала трудиться на заводе в Каменск-Уральском. Старший брат Сергей в то время жил в Нижневартовске. Ольга приехала к нему в гости в 1982-м, но тогда желания остаться не возникло. Суровый климат, холодное лето, в городе стройка.

Потом Сергей стал жить в Покачах, где устроился водителем. Вот сюда Ольга решила приехать работать. Ей на тот момент было 22 года. Она захватила младших брата и сестру. Брату Виктору было 20, сестре Татьяне 19. В Покачи поехали втроем.

Дали Сергею телеграмму о том, что приедут, но она не дошла. В итоге, когда приехали в Нижневартовск, на вокзале их никто не встретил. Они не знали, что брат не в курсе приезда, и стали ждать, когда он заберет их. Так в ожидании провели три дня. Куда ехать, не знали, автобусы из Нижневартовска в Покачи не ходили. На поезде вернулись в Лангепас, там нашли попутную «Северянку» и так добрались на Старые Покачи, где жил старший брат Сергей.

«Первое, что я спросила, когда вышла: «А где земля? Где трава?». Вокруг был песок. Это было очень удивительно. А когда брат привез нас в строящийся поселок, здесь стояли только первые четыре дома и тайга», — вспоминает Ольга Кузьмина.

Сестра Татьяна устроилась штукатуром, брат Виктор — водителем. А вот Ольге пришлось дополнительно учиться. Девушка по образованию была машинистом мостового крана, но на стройку требовались машинисты башенного крана. Мостовой кран находится в здании на платформе и отличается от тех кранов, которые используются на стройках. Ольгу отправили на курсы в Нижневартовск. Они начались с 1 сентября.

5 месяцев девушка обучалась, потом сдала экзамены и не просто вернулась строить поселок, но и привезла с собой восемь подруг-сокурсниц. 21 марта крановщицы приехали в Покачи. Они поселились в общежитии и вскоре приступили к работе.

«Мой первый дом — Мира, 16. Там уже было построено два этажа. Кран достался самый высокий, хороший. Он был высотой больше 30 метров и рассчитан на строительство 9-этажных домов. С него все хорошо было видно», — делится воспоминаниями Ольга Кузьмина.

Ее наставницей стала крановщица Валентина Караваева, которая в течение двух недель стажировала девушку, знакомила ее с тонкостями работы на башенном кране. И вот, пройдя обязательную стажировку, юная Ольга была готова к самостоятельной работе. Ее первая самостоятельная смена снова выпала в ночь.

Вообще на строительстве Покачей у кранов не было простоя, возведение шло круглосуточно. График смен был такой: с 8 утра до 5 вечера, с 5 вечера до 12 ночи, с 12 ночи до 8 утра.

Крановщики параллельно строили по 2-3 здания. Работали на строительстве жилых домов и соцобъектов.

В строящемся поселке находилось порядка 10 кранов. Часть из них стояла на причале на реке Аган, в том районе, где находится мост. По воде на баржах доставляли детали для домов.

Самая тяжелая деталь весила порядка 8,5 тонны. Это был большой парапет для крыши. Потолочная плита весила более 6 тонн. А вот панель для окна считалась «лёгонькой» и весила около 3,5 тонны. Первое время детали доставляли уже со вставленными стёклами, но при перевозке они часто повреждались, поэтому панели и окна стали привозить отдельно. На каждый груз были отдельные тросы, которые отличались по грузоподъемности.

Также детали для будущих домов доставлялись автотранспортом.

«Из Нижневартовска приезжали машины-панелевозы. Мы их разгружали и складировали детали возле дома. Чаще это происходило в первую смену. Основная работа по строительству проходила вечером и ночью. Берешь деталь со склада, поднимаешь ее на нужный этаж. Монтажники все устанавливали, укладывали раствор, соединяли детали, делали сварку. Мы этим временем готовили следующую деталь. Стропальщики подцепляли детали, делали раствор в бетономешалке.

У монтажников и стропальщиков была самая тяжелая работа. Мы сидели в кабине, которая защищала от ветра, дождя, а они всегда на улице. Особенно сложно было зимой. Пока несли раствор, он застывал», — рассказывает Ольга Кузьмина.

Строители трудились почти при любых погодных условиях. Но все же ограничение было: в мороз ниже — 42 не работали. Ольга Кузьмина с уважением вспоминает их прораба Ольгу Прохоровну Шаманскую, которая заботилась о сотрудниках.

«Даже когда подрядчики просили разгрузить машины, она не давала в такой мороз работать», — говорит первостроительница.

У крановщиков работа была сложная и опасная. «Я поднимаюсь на кран, не важно, ветер, дождь, снег, мороз. Высота большая. Зимой в одежде - тяжело. Если дождь - то пока поднимешься - намокаешь», - рассказывает женщина.

В холодное время года ступеньки были скользкие, с наледью, подниматься на высоту нужно было очень осторожно. Ольга Александровна вспоминает, что, поскользнувшись, пару раз висела на руках, но, к счастью, все обошлось.

От сильного ветра кабину качало и «болтало». В эти моменты бывало страшно. Кроме того, работа на стройке велась с большими грузами, поэтому существовал риск опрокидывания крана. Очень важно было не допускать перегрузки — эта задача лежала на стропальщиках.

Ольга Александровна вспоминает, что с коллегами ей повезло, они работали дружной командой. В бригаде крановщиков было порядка 20 человек. Большинство — девушки, но были и парни.

Помимо Ольги Кузьминой, в бригаде крановщиков работали: Неля Абраменкова, Валентина Слющенкова, Валентина Шакула, Сергей Куйбида, Виктор Шудлак, Светлана Бараненко, Надежда Наумова, Алла Ямникова, Валентина Чеснокова, Лариса Грищук, Лилия Байбородова, Ирина Чепелева, Ольга Быкова, а также электрики по кранам Андрей Полянский, Виктор Багинский, Павел Баландин.

Практически все жилые здания и социальные объекты, построенные в городе, за исключением новых домов, были возведены при участии этих крановщиков.

Они трудились слаженно и отдыхали вместе. Почти каждый вечер собирались в клубе, где проходила дискотека. Вместе проводили праздники. Постепенно образовывались новые семьи, играли свадьбы. Теперь, спустя более чем тридцать лет, многие продолжают общаться, ходят в гости, созваниваются и даже устраивают вечера встреч, на которых смотрят фото и вспоминают, как строили город.

Когда большая стройка закончилась, после кризиса 98-го Ольга Кузьмина стала работать крановщиком у нефтяников на трубной базе. Там трудилось немало крановщиков из тех, кто строил город. Ольга Кузьмина проработала на трубной базе 18 лет. В 2020 ушла на пенсию. Сейчас женщина с большой теплотой вспоминает годы, когда они строили город: «Я испытываю радость и гордость, что приложила руку к строительству почти каждого дома. Как будто вырастила их. Я приехала сюда юной, здесь родился мой сын Сергей. Брат Виктор и сестра Татьяна, которые приехали в Покачи вместе со мной, тоже до сих пор живут здесь.

Мне город очень нравится. Красивый, чистый, природа такая хорошая, реки, озёра. Я знаю Покачи не только с того ракурса, с которого привыкли видеть большинство людей, а намного ближе. Видела их сверху днем и ночью. Видела, как восходит солнце. Туманы все эти… Как приближаются грозы. Поэтому этот город я люблю по-особому. Сейчас ему исполняется 30 лет. С праздником, дорогой город! Процветай и дальше, и пусть тебя впереди ждет только хорошее!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

134