Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

16.04.2021 08:40 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Русь-матушка - живи, историю свою храни!»

Автор: Галина Ткаченко

В детском саду «Сказка» проводится разносторонняя работа по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у дошкольников. Одно из направлений деятельности – реализация проекта «Русь-матушка — живи, историю свою храни!»

Подробнее об этом проекте – в нашем интервью расскажет старший воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Лариса Дерменжи.

- Лариса Георгиевна, на кого рассчитан этот проект, каковы цели, задачи и сроки его исполнения?

- Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.


Основная цель работы: Создание единого пространства целостного развития личности детей дошкольного возраста (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) посредством знакомства и изучения обычаев, традиций, народного творчества, народных промыслов России.


Задачи проекта:

  • создать комплекс условий для формирования духовно-нравственной и свободной патриотической личности, на основе знакомства с народным творчеством, традициями и обычаями, промыслами, историей, культурой России;
  • развивать социально-личностную сферу детей, фантазию, все виды творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического), посредством театрализовано-досуговой, творческой, игровой деятельности педагогов, детей и родителей.
  • повысить профессиональный уровень педагогов ДОУ, направленный на полноценное развитие детей, на воспитание свободной творческой, духовно-развитой и успешной личности;
  • вовлечь родителей в единое образовательное пространство, посредством привлечения в игровую, театрализовано-досуговую и творческую деятельность, при этом создавать атмосферу доверительных, партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, способствовать сплочению родительского коллектива, развитию общности интересов;
  • популяризировать развитие детского творчества и театрально-досуговую деятельность как средство социализации и адаптации детей с ОВЗ;
  • пропагандировать и освещать вопросы ознакомления детей с бытом, культурой и традициями русского народа, через средства массовой информации и социальные сети.

Итоги проекта дадут возможность проследить социокультурное развитие дошкольника, использование ребенком полученных знаний о нравственности, духовности и соотнесение их с усвоенной системой ценностей.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких мероприятиях, направленных на формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у дошкольников.

- Проводы Зимы — праздник, посвященный рождающемуся Солнцу. На нашем празднике дети от души повеселились: водили хоровод вокруг Масленицы, играли в игры, пели и плясали. В заключение они с удовольствием, в группах съели вкусные и пышные блины.


«Неделя забытых игр народов Руси». Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время. В играх русского народа много родного, дорогого и незабываемого. А чтобы новое поколение «электронных детей» не забывали национальные игры, встает острая необходимость включать их в образовательный процесс.


Во время тематической недели в саду «Пришли святки — запевай колядки!» расширяются знания ребят о празднике Рождества. Изготовленный «Рождественский вертеп» вызвал у ребят бурю эмоций и восторга.

Беседа с инсценировкой дает представление о том, как родился Христос. Знакомство с колядками поддерживает в детях радостное ожидание Рождественского чуда.


Посиделки в русской горнице «Русь-матушка, живи, свои народы береги!» были проведены, по старинному обычаю. С давних пор на Руси все народы жили в мире и согласии, и никакие враги им не страшны были. В единстве народов вся сила была. Вот и приглашены для посиделок были гости разных национальностей. На празднике, как и принято было самовар пыхтел, к столу приглашал, гостей чаем угощал, а хозяюшка гостей рассаживала почетные места указывала. Гости же приходили не с пустыми руками, а с пирогами, разными яствами, а своими танцами и песнями посиделки.

«Богатырские состязания», посвященные Дню Защитника Отечества, преследовали цель приобщения детей к историческому прошлому нашей Родины, расширили знания и представления о богатырях, ратных традициях древней Руси. Кроме атмосферы эмоционального подъема в процессе дружеских состязаний, ребята окунулись в мир преданий, былин, легенд, получили возможность понять кем были их предки, чем занимались, какую одежду носили, расширили свой словарный запас словами-архаизмами (доспехи, щит, кольчуга, шлем, лазутчики и др.)


Развлечения с элементами фольклора «Праздник русского валенка» прошли в старших и подготовительных группах, с целью ознакомления детей дошкольного возраста с бытом, традициями и промыслами русского народа, поддержания интереса к истокам русской национальной культуры, воспитания патриотизма.


Во время увлекательного мероприятия, посвященного Дню народного единства, дети закрепили знания об историческом происхождении праздника; побывали в разных природных условиях (степи, равнины, горы, берега морей и рек), погостили у разных народов (русские, кавказцы, карелы, чуваши, татары, башкиры, ханты, ненцы и многие другие народы). Ребята активно участвовали в путешествии, играли в народные игры, танцевали национальные пляски, водили хоровод друзей.


Во время мероприятия «Пасха глазами малышей» педагоги доступно доносят детям происхождение всеми любимого христианского праздника.

Большое значение придается экскурсиям в Храм Покрова Божией Матери. Для большинства детей такие экскурсии становятся первым серьезным знакомством с Церковью и миром христианства. Поэтому очень важно, чтобы ребятишки вынесли из этого знакомства положительное и светлое.

В эти годы у ребенка уже формируется духовная составляющая его личности, которая в будущем станет основой его свободной мысли и сознательных действий. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, приучение к труду не для себя, а для других. В этом возрасте закладывается ориентация всей будущей жизни: что будет лежать в основе мировоззрения человека — служение ближним или потребление.


- Каких целевых показателей Вы должны достичь на заключительном этапе Вашего проекта?

- На заключительном этапе, аналитико-обобщающем, проводится итоговый мониторинг реализации мероприятий проекта, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития.

В этот период планируется провести на муниципальном уровне следующие мероприятия: городской теоретико-практический семинар «Презентация продуктов проекта по формированию духовно-нравственных и патриотических ценностей» («Дымковская игрушка», «Использование различных техник рисования при расписывании куклы-матрешки»); круглый стол «Перспективные возможности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения через образовательное пространство в ДОУ»; представление методической разработки «Развитие социокультурных и духовно-нравственных ценностей посредством проектной технологии в ДОУ»; отчеты и публикации.

- Может ли Ваш проект пригодиться Вашим коллегам из других детских садов?

- Проект, безусловно, может успешно реализоваться в других образовательных организациях, так как отражает важные и необходимые потребности не только системы образования, но и острые потребности современного общества в целом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

73