Меню
12+

Сетевое издание «ПокачиИнформ»

12.08.2013 11:45 Понедельник
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 09.08.2013 г.

Дети северных земель

Автор: Людмила Кононенко
корреспондент
9 августа празднуется Международный день коренных народов мира. Мы живем на родной земле ханты и манси – малочисленных коренных народов севера. В Покачах хранителем культуры этих народов является краеведческий музей. Мы встретились с директором музея Ириной Сердюк и главным хранителем фонда Ксенией Каминской, которые неоднократно выезжали на стойбища, общались с их жителями и наблюдали за бытом.

- Здравствуйте, расскажите, какие хантыйские роды живут в нашей местности?
- На территории покачевского региона живут представители родов: Покачевы, Айпины, Айваседы, Тылчыны. Они проживают в тайге вдоль рек.

- На каких стойбищах вы были?
- За время существования нашего музея мы побывали на многих стойбищах. Сотрудничают с нами абсолютно все. Часто ханты приезжают в город, показывают изделия, сделанные своими руками, приглашают нас в гости, рассказывают о своих проблемах, о том, как они живут на стойбище.

- Расскажите про быт хантов.
- Коренной уклад жизни у всех родов ханты приблизительно одинаков. Традиции предков бережно хранят память поколений. На любом стойбище расположены жилые избушки, лабазы, у всех довольно большое подворье, постройки далеко раскинуты друг от друга, чтобы в случае пожара огонь не перекинулся на близлежащие строения. У хорошего хозяина на подворье всегда аккуратно и чисто, каждый предмет лежит на своем месте. Это обусловлено и тем, что у мужчины есть свое строго отведенное место для работы, где глава семьи строит лодки, ловушки, занимается сложной мужской работой. А место женщины чаще всего у костра, где она готовит пищу или выделывает шкуры животных.
Нужно сказать, что сейчас на стойбищах бытовые условия постоянно улучшаются. На каждом стойбище есть электричество, телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, стиральные машины. Но традиционный уклад жизни сохраняется, особенно это близко старшему поколению, которое и передает свои знания молодежи.
Они учат своих детей рыбачить, ставить сети, охотиться, правильно расставлять ловушки, собирать ягоды. В летний период делают все заготовки на предстоящую зиму.

- Вы сказали, что на стойбищах есть мужское место для работы и женское, могли бы вы поподробнее рассказать об этом?
- У хантов существует разделение труда на мужской и женский. Женщина четко знает, что она делает. Она управляется с одеждой, полностью выделывает шкуры, кроит из них одежду. На женщине лежит обязанность по приготовлению пищи. Она постоянно находится у костра, где тепло. Об этом можно судить и по одежде. У женщины одежда распашная, на завязках, так как у костра жарко, ей часто приходится распахивать свой сак. У мужчины шуба (малица) глухая, чтобы в лесу на охоте было удобно и тепло. Летом на костре женщины готовят еду, обязательно рядом стоит печь, в которой выпекают хлеб, в доме тоже есть печь по типу обыкновенной буржуйки. У женщин много обязанностей. Они занимаются заготовкой ягод, травы, бересты, изготовлением всей берестяной утвари, плетением циновок.
Мужчина выполняет тяжелую работу. Это работа с деревом, постройка дома, нарт, обласа, заготовка древесины, изготовление всевозможных ловушек. Мужчина занимается охотой и рыбалкой.
В доме у народа ханты тоже существует разделение на мужскую и женскую половину. Женщина не имеет права заходить на мужскую половину дома. Детей буквально с двух лет начинают обучать мудрости жизни. Девочка вместе с мамой разводит костер, готовит пищу. Мальчика отец обучает ремеслу охотника, особенно это практикуется в далеких стойбищах.

- Интересно, а как ханты спасаются от мошки?
- Они к этому привыкли и не страдают так от мошки, как мы. А вот своих оленей они спасают от мошки таким образом. В специальном доме для оленей разводят дымокуры из свежей травы. Эта трава тлеет, дым от такого костра имеет очень резкий запах. Когда мы были на стойбище, то видели, как олени сами приходят в дом с дымокуром, подставляют бока ближе к костру. Их шкуры пропитываются дымом, это спасает от оводов и гнуса. Одежда ханты тоже пропитана этим дымом, этот запах, видимо, и отпугивает мошку.

- Могли бы вы рассказать про особенности культуры хантов?
- Ханты отмечают четыре основных праздника. День оленевода и рыбака начинается весной, когда еще река замерзшая. Они устраивают гонки на оленьих упряжках, выявляют лучшего каюра, того, кто умеет хорошо управлять оленями. В это время начинают рождаться олени, и этим праздником ханты открывают сезон. Такой праздник устраивается один на весь район, и все туда съезжаются. Второй большой праздник — медвежьи игрища, это почитание медведя, природы. Медведь у хантов всегда считался священным животным, хозяином тайги. Они очень трепетно к нему относятся. Во время медвежьих игрищ ханты просят прощение у медведя, за то, что его приходится убивать. Медведь обладает теплой шкурой, его жир и желчь спасает от болезней. Считается, что после смерти медведя его душа остается живой, они просят у нее прощения, она уходит в лес, вселяется в другое животное и следит за порядком в лесу.
Один из обязательных праздников у ханты – прилет черной вороны. Это встреча весны. Ворона первая прилетает на север, садится на снег и этим символизирует приход весны. Это праздник материнства и детства, на нем чествуют всех детей, рожденных в году, им дарят подарки, желают счастья.
Летом устраивается праздник обласа. Облас – это лодка наподобие нашего каноэ. Просто так в ней не усидеть, она управляется одним веслом. Но это основное средство передвижения по реке, поэтому ханты управляют им просто виртуозно. Цель праздника — выявление самого лучшего управляющего обласом. Это основные четыре праздника, которые отмечают ханты.

- Что особенного запомнилось вам из поездок на стойбища?
- Поражает абсолютно все, ведь этот быт для нас, конечно, необычный, и само устройство стойбища, и устройство избы, потому что там тоже каждая вещь имеет свое место. Также запомнилось их гостеприимство. Они обязательно накормят, расспросят что-как, а потом будут показывать свое хозяйство.

- Есть ли какие-то интересные представители коренных народов, о которых бы вы могли упомянуть?
- Да. Хотелось бы рассказать о Варваре Загайновой, чистокровной представительнице народа ханты. Она живет на озере в лесу, одна. Когда-то они с мужем вдвоем ушли из города, для того, чтобы оградиться от соблазнов. Но впоследствии что-то не сложилось, и муж уехал к родственникам на Урал. Так вот она сама достроила дом и по сегодняшний день живет на стойбище. Охотится, ловит рыбу, в основном этим и питается, периодически приезжает в город, закупает припасы и возвращается. Также она помогает принимать туристов на стойбище Айпиных.

- Какие мероприятия посвященные коренным народам севера, проводятся в краеведческом музее?
- В нашем музее три зала посвящены этнографии. Экскурсии рассказывают о жизни и быте народов севера. Мы обязательно рассказываем о национальных праздниках и народных обрядах коренных народов. 10 декабря – День образования округа, а также в декабре празднуется день медведя, поэтому следующий цикл мероприятий о традициях народов севера будут посвящены этим датам, будут проводиться экскурсии, викторины для детей дошкольного и школьного возраста.

От автора: Ханты — народ очень интересный, со своей богатой культурой, обычаями и традициями. Иногда они могут быть закрытыми, а иногда радушными и гостеприимными. Они близки к природе, знают её законы, они почитают и уважают её. Ханты – это дети северных земель.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

177