Чокнулись? Отдельные законодательные инициативы переходят грань разумного
За последние три месяца количество антиалкогольных законопроектов — зашкаливает, говорят эксперты "Российской газеты". Но не все они пригодны к употреблению.
На винных этикетках предлагали размещать страшные картинки - до чего спиртное может довести ваш мозг, печень и душу. Хотели спрятать бутылки в дальние углы магазинов, чтобы их было труднее найти (так найдут же!). И вообще запретить продажу по воскресеньям. Наверное, писались эти законопроекты из лучших побуждений. Но запретами "в лоб", говорят эксперты, проблему не решить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В России злоупотребляют спиртным более 30 миллионов человек, уверяют в Центре исследования федерального и региональных рынков алкоголя. Начинать надо с торговли, считает депутат Госдумы Олег Михеев. Он предлагает объявить вне закона акции типа — "купи три бутылки по цене двух" и конкурсы "кто больше выпьет". А также использовать алкогольные напитки в любых промоакциях, чтобы не пропагандировать лишний раз спиртное (законопроект есть в редакции).
За нарушение новых требований предлагается ввести штрафы. За спонсорство алкогольной продукцией и стимулирование продаж топ-менеджерам придется заплатиь штраф в 15-50 тысяч рублей, а компаниям — 80-150 тысяч.
Это должно остановить и производителей, уверен депутат, они не смогут распространять спиртное бесплатно в виде ознакомительных акций и подарков, применять скидки и купоны на алкоголь, организовывать конкурсы и лотереи с призами в виде бутылки водки или вина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Ученые раскрыли один из механизмов развития алкоголизма
- Россияне поддерживают идею продавать алкоголь с 21 года
ЦИФРА: 30 миллионов россиян злоупотребляют алкогольными напитками, говорят эксперты
Кроме того, предлагается видоизменить старые и новые фильмы — но не вырезать сцены распития или закрашивать бутылки на экране, а "разбавить" их социальной рекламой о вреде алкоголя. Это может быть, к примеру, бегущая строка. А за неразмещение социальной рекламы в фильмах и передачах в моменты, когда главный герой на экране напивается "на камеру", штрафы выше — 10-20 тысяч для должностных лиц и 100-200 тысяч для юрлиц. "Полагаю, такие суммы отобьют у компаний охоту нарушать закон — доходы от рекламы уйдут на штрафы", — уверен депутат. То есть автор предлагает пойти по пути антитабачного закона: не запрещать продажу, а максимально ограничить стимулирование потребления.
Между тем, эксперты "РГ" разошлись во мнениях по поводу эффективности этой инициативы.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
- Алкоголь остается главной причиной смерти мужчин в России
- На бутылках с алкоголем появятся страшные картинки
- Сергей Майоров: Сегодня наши граждане стали пить значительно меньше
По мнению руководителя федерального проекта "Трезвая Россия" Султана Хамзаева, идея неплохая, ее реализация точно внесет свою лепту в борьбу с алкоголизмом в России. Но еще больший эффект, по его словам, принесет увеличение возраста продажи спиртного до 21 года, запрет открытой выкладки бутылок в магазинах и так называемые "уроки трезвости" в школах. "Кроме того, надо увеличивать стоимость акцизов, ведь чем дальше алкоголь по цене от населения, тем меньше его потребляют", — заявил он.
С ним не согласен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. "В России сегодня и так уже один из самых дорогих алкоголей в мире по отношению к зарплатам населения. Легальные спиртные напитки, которые сегодня стоят дороже 260 рублей за бутылку, могут себе позволить только половина потребителей, — пояснил он "РГ". — Остальные пьют либо нелегальный алкоголь, либо суррогатный. Если повысить цены, то суррогат будут пить все. А значит, увеличится число отравлений и смертей". Что касается идеи о запрете промоакций с участием алкоголя и появлении социальной рекламы на телевидении, то, по мнению Дробиза, она не сработает. Если человек хочет выпить, то его ничего не остановит, уверен эксперт.
А как у них?
В Швеции спиртное крепче 3,5 градуса реализуется только через государственную монопольную сеть, напоминает Олег Михеев.
РАНЕЕ ПО ТЕМЕ
В супермаркетах запрещены любые скидки и промоакции, продукты стоят на совершенно одинаковых полках, нет "фирменных стендов" и "предложений дня". Также госсеть обязана демонстрировать по ТВ социальную рекламу о вреде пьянства.
Во Франции с 1991 года запрещено спонсорство телепроектов алкогольными брендами. В Польше алкогольное спонсорство сильно ограничено — в частности, крепостью алкоголя: продвигаемый таким образом напиток может быть только от 8 до 18 градусов крепости. В Великобритании тоже недавно запретили промоакции с алкоголем.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.